Человек который одинаково хорошо владеет обеими руками. Амбидекстр: кто это, и какими способностями наделен такой человек. Амбидекстрия - что это такое

Многие считают и даже в школе учат, что правое полушарие отвечает за левую половину тела, а левое - за правую половину. И довольно популярна теория, что правши и левши отличаются по своим способностям и навыкам: у левшей развита интуиция, у правшей - логика.

Это, на мой взгляд, если не примитивное, то сильно упрощённое понимание процессов, происходящих в человеческом мозге. Такое грубое разделение функций с обобщением способностей всех отделов полушарий, и даже не их взаимодействия, просто игнорирует конкретные участки мозга, которые в эти полушария могут входить, а также, например, строение коры головного мозга, борозды и спайки, соединяющие полушария.

Нейроанатомия, само собой, не ограничивается делением мозга просто на два полушария, а показывает, что все элементы мозга имеют функциональное значение. Есть деление на доли, на отделы, на области, и каждая из них за что-то отвечает, поэтому стоит рассматривать скорее их, чем целые полушария.

Ввиду специализации отделов мозга, даже если человек хорошо пишет обеими руками, это совсем не означает, что он мыслит как Эйнштейн, а рисует как Ван Гог. Более того, у такого человека (амбидекстра) может быть и просто развита мелкая моторика обеих рук, а умственных или творческих способностей от этого будет не больше, чем у обычных правши или левши.

Амбидекстрия

Амбидекстры владеют как правой, так и левой рукой. Открою секрет: мы все рождаемся амбидекстрами. Однако к четырём годам формируется асимметрия мозговых структур, и мы «делаем выбор» в пользу правой или левой руки.

Прирождённые амбидекстры, которые сохраняют способность одинакового владения обеими руками, составляют всего около одного процента населения нашей планеты, причём даже те, кто причисляет себя к «двуруким», не всегда способны продемонстрировать абсолютно равнозначное владение обеими руками. Тем не менее, у таких людей межполушарная асимметрия всё же сведена к минимуму.

Правшей на нашей планете куда больше - примерно 45%, а чистых левшей всего около 10%. Оставшуюся часть составляют люди, у которых есть преобладание какой-либо руки при выполнении конкретного действия - те, у кого так называемое «смешанное преобладание». Кстати, у многих видов животных всё как раз наоборот - левши составляют большинство популяции.

Деление способностей и одарённости в какой-либо области по преобладанию руки, как уже было сказано, весьма условно. Существует даже теория, что развитие моторики левой или правой руки нисколько не влияет на те участки мозга, что не задействованы в координации движений.

А в чём тогда особенность амбидекстров в плане функциональной нагрузки мозговых структур?

У правшей или левшей идёт посменная активация определенных зон мозга в зависимости от загруженности. Таким образом обеспечивается физическая и эмоциональная разгрузка зон мозга. У амбидекстров с этим сложнее. Поскольку асимметрия мозга у них сведена на нет, переадресация нервных импульсов из перегруженных зон происходит труднее. Нет асимметрии, нет особых участков, которые готовы разгрузить другие зоны.

Взгляните на гифку ниже. Направление вращения фигуры можно легко изменить, стоит только чуть поднапрячься. Так мы активируем левые или правые участки мозга, перенаправляя нагрузку из одного полушария в другое. Мне всегда было интересно, что будут видеть амбидекстры с их равнозначной функциональностью мозга в таком случае.

Поскольку с разделением функций между загруженными и незагруженными участками мозга у амбидекстров есть некоторые проблемы, учёные выделили несколько недостатков амбидекстрии: амбидекстры довольно быстро устают, хуже концентрируют внимание и довольно долго обрабатывают информацию, приходящую извне. Дети-амбидекстры подвержены гиперактивности. Кроме того, считается, что они испытывают трудности в овладении языковыми навыками. Показатели амбидекстров при прохождении тестов на интеллект, мышление, арифметику и память обычно несколько ниже, чем у леворуких или праворуких. А еще по результатам одного из немногочисленных феноменов амбидекстрии, было сделано предположение, что амбидекстры чаще страдают шизофренией, чем обычные люди - у многих амбидекстров обнаружили ген LRRTM1, который ответствен за потенциальное возникновение данного заболевание. Левши также попали в категорию потенциальных носителей данного гена. Разумеется, это не означает, что все амбидекстры или левши больны шизофренией.

Есть множество теорий, которые утверждают, что врожденная амбидекстрия свидетельствует о большей талантливости в сравнении с людьми с доминирующей правой или левой рукой. Кто-то утверждает, что уровень развития амбидекстров выше, чем у других людей.

Однозначным остаётся факт, что одинаковое владение обеими руками, помогает в спорте, в искусстве, в музыке. Многие спортсмены вырабатывают данный навык в обязательном порядке, поскольку без него достичь чего-либо в этой сфере порой просто не представляется возможным. Ну и конечно, не стоит забывать про чисто бытовые ситуации, от самого безобидного - когда «не знаешь, за что хвататься» - до весьма неприятного вроде переломов.

«выработанная» амбидекстрия

Как и в случае с врождённой амбидекстрией, выработка подобного навыка может привести к перегрузке. Но всё же находятся те, кто самостоятельно развил в себе описанное выше качество.

Оценка влияния этого навыка на жизнь амбидекстра двояка: кто-то с воодушевлением рассказывает, как после овладения обеими руками межполушарная асимметрия сойдёт на нет, а мозг будет работать гармонично и эффективно, вырабатывая новые способности и навыки, а кто-то сообщает, что «двурукость» приведёт к конфликту функций головного мозга и торможению мыслительных процессов.

В начале XX века Джон Джексон, старший преподаватель школы грамматики в Белфасте, выдвинул теорию о раздельном функционировании двух полушарий и даже основал Культурное общество амбидекстров. По его мнению, вырабатывание праворукости давало развитие только половины мозга, и, следовательно, вело к потере потенциала другого полушария.

Если бы он оказался прав, амбидекстры были бы просто сверхлюдьми.

Пока неизвестно, приведёт ли выработанная амбидекстрия к таким же последствиям, что и врожденная, но на основании определённого опыта можно сказать, что при активной тренировке недоминирующей руки может повышаться агрессивность, раздражительность, быстро меняться настроение, а также замедлиться скорость подсчётов, совершения выводов или умозаключений.

Некоторые учёные даже считают, что это может вести к дисбалансу в психическом состоянии и в конечном итоге привести к развитию психических заболеваний.

Но после приобретения амбидекстрии, как правило, остаётся неплохой навык, который применим во многих сферах. Просто во время обучения необходимо внимательно следить за своим физическим и эмоциональным состоянием. А потом наслаждаться тем, что вы можете выполнять любые действия обеими руками и, если верить отдельным теориям, радоваться развитию творческих и аналитических способностей одновременно.

Если вы всё же загорелись идеей развить у себя амбидекстрию, первой рекомендацией будет набраться терпения. Чтобы развить этот навык и при этом не перегрузить себя и свой мозг, сохранив ясность мысли, может понадобиться не один год, может, даже пять (хотя всё индивидуально).

Начните с обычного теста на определение «руки ведущей». Возможно, вам будет легче, если вы узнаете, что природа заложила в вас вовсе не праворукость, а леворукость или наоборот. Таким образом, ваш потенциал поможет вам быстрее освоить данный навык.

Начните с малого! Не бросайтесь делать всё и сразу недоминирующей рукой. Скорее всего, вам это очень быстро надоест, а результаты работы, что вы проделали в самом начале пути, несколько разочаруют. Попробуйте выполнять какие-то бытовые действия другой рукой, например, мыть посуду, вытирать пыль или чистить зубы. С готовкой экспериментировать не советую - чревато плачевными последствиями на начальных этапах.

Когда почувствуете себя более или менее уверенно при таких повседневных операциях, перейдите к старым добрым прописям, родным крючкам и кружочками, что мы все выводили в детстве в первом классе. А когда освоите и это, пишите тогда, когда можете и то, что можете при любой возможности. Но не забывайте о следить за усталостью, не пичкайте свой мозг леворукостью или праворукостью, которую пытаетесь выработать в добавок к уже имеющемуся навыку от другого полушария.

Можете попробовать гулять в направлениях, противоположных привычному маршруту. Однако эффективность такого метода тренировки я не проверяла.

Если вы увлекаетесь спортом, поделайте привычные вам упражнения другой рукой или ногой, это также поможет вам развить амбидекстрию. Когда вы уже выработаете навык владения обеими руками, он, скорее всего, останется с вами навсегда.

Амбисинистрия

До сих пор было немало сказано и о правшах, и о левшах, и о тех, кто владеет руками в равной степени. А есть и люди, которые плохо владеют обеими руками - амбисинистры. Такая «криворукость» может быть как врождённой (причём таких людей ещё меньше, чем врожденных амбидекстров), так и приобретенной в результате травм, заболеваний. Амбисинистрам не остается выбора, кроме как прибегать к описанным выше рекомендациям и другим довольно утомительным методам, чтобы исправить положение. Такой труд заслуживает уважения.

Неизученность феноменов доминирования полушарий

К сожалению, неврология пока мало дает сведений о том, какое влияние имеет доминирование той или иной руки или их полная функциональная равнозначность на психику человека, на его способности и таланты. Остаётся только надеяться, что в будущем учёные смогут предоставить нам больше информации, чтобы мы могли органично использовать и развивать новые навыки и умения, прибегая к таким хитростям, как, например, обучение амбидекстрии.

Возьмите лист бумаги. В каждую руку – по ручке. Начните писать одновременно одно и то же слово (неважно — в одну сторону будет наклон или в разные). Это самый простой тест, чтобы определить свои задатки сверхспособностей и сверхвозможностей.

Если это у вас получилось – поздравляем, вы – амбидекстр!

Амбидекстр обладает «железной логикой» и сильной интуицией.

Это человек с равномерно и гармонично развитыми полушариями мозга, При этом у таких людей есть возможность одинаково хорошо действовать правой и левой стороной тела и парными органами чувств. Такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения.

Особенности этих людей заключаются в том, что во взрослом возрасте обработка информации, поступающей извне, происходит параллельно в двух полушариях.


Вообще, амбидекстрия — чрезвычайно интересный феномен.

Типичные амбидекстры, как правило, совершенно спокойно могут, к примеру, есть пищу, удерживая ложку одинаково хорошо в правой и левой руке.

Они умеют писать одинаково свободно двумя руками, причем как по очереди, так и одновременно. Более того, часто они могут писать ими и свободно, и одновременно, и «расходясь» в разные стороны, и наоборот! И даже рисовать!

Это так называемое «зеркальное письмо». Именно такой способностью обладал великий Леонардо да Винчи, он был амбидекстр. Наверняка, многим известны различные теории о его «кодах», «зашифрованных знаках» и т.п., — это дало почву для многих книг и фильмов. На деле же он владел зеркальным письмом, и часто оно выходило у него непроизвольно, просто не задумываясь писал, как удобнее.

А вот еще, более сложные тесты. Посмотрите, куда вращаются фигурки?

Если вы видите вращение по часовой стрелке, значит у вас работает левое полушарие мозга, против часовой стрелки – правое полушарие.

Левое полушарие отвечает за логику, память, математические и языковые способности, аналитическое мышление.

Правое — за эмоции, невербалику, интуицию, музыкальность, изобразительное искусство, воображение.

Имейте в виду, что фигурка может одновременно вращаться и вправо, и влево. И вращается не картинка, а ее образ в Вашей голове! Исследователи отмечают, что люди, которые сравнительно легко могут поменять направление вращения девушки, обладают IQ выше 160. Те же, кто может только с усилием изменить направление движения девушки (или не могут совсем) – это люди более практичного и рационального склада, в то время как легко меняющие направление обладают богатейшим воображением и интуицией.

Особенно удивительно, когда смотрит одновременно несколько человек. У каждого она «движется» в разном ритме и направлении. Но не может ведь картинка одновременно крутиться во все стороны! Следовательно, действие происходит и правда — в голове, а не на экране.

Известные люди-амбидекстры:

музыкант Джимми Хендрикс (мог играть на гитаре как правша и как левша), академик Андрей Сахаров , художник Леонардо да Винчи, Мирей Матье, Пол Маккартни, спортсменка Мария Шарапова, Курт Кобейн, Владимир Даль, Том Круз, Марина Навратилова (первая ракетка мира 1978-87 гг)

Кроме настоящих, вычислены вымышленные амбидекстры:

мушкетер Атос — герой романов Александра Дюма, Грегори Хаус — из сериала «Доктор Хаус», Штирлиц — главный герой произведения «17 мгновений весны», Хэллбой — персонаж комиксов, губка Боб квадратные штаны.

Взаимодействие полушарий нам необходимо для нормальной жизни и чем оно активнее, тем успешнее человек!

В последние годы среди детей обнаруживается значительное количество амбидекстров (в среднем 37,95%).

Вот эта сфера из точек способна вращаться в любую сторону в зависимости от того, какие точки Вы будете представлять ближними к себе, а какие дальними.

Если полушария головного мозга у человека развиты гармонично, он легко меняет направление вращения. На следующей картинке это выглядит как настоящий танец.

Проверку доминирующего полушария мозга изобрел Нобуюки Кайахара, японский вебдизайнер из Хиросимы. А психологи решили, что она помогает определить доминирующее полушарие мозга, которое наиболее активно в данный момент времени.

Эти тесты можно повторять. И, в зависимости от вашего состояния, фигурки будут вращаться или влево или вправо.

Если у вас не получилось – посмотрите подсказку:

Амбидекстр – не обязательно человек, эффективно совершающий действия обеими руками от рождения, это можно воспитать в себе в любом возрасте. Ходят слухи, что навыки право-леворукости умышленно тренируют большинство спортсменов и музыкантов. Так они значительно расширяют границы своих профессиональных возможностей.

Еще тесты на правое и левое.

4. Найдите мужскую голову на этой картинке

Если Вы справились с задачей:

— менее чем за 3 секунды, то ваше правое полушарие вашего мозга развито лучше, чем у большинства людей

— в течение 1 минуты – это нормальный результат

— если в течение 1–3 мин. – ваше правое полушарие развито плохо, вам нужно есть побольше мясного протеина.

— если поиск занял у вас больше 3-х минут – плоховато…

Такое интересное явление, как амбидекстрия – явный признак того, что природа не зря что-либо рождает на свет. Возможно, это та самая новая эра эволюции человека и высшая степень управления головным мозгом и эмоциями.

Амбидекстрия – одинаковое развитие функциональной способности обеих рук, приводящее к способности совершать действия как одной, так и другой рукой с одинаковым успехом, скоростью и удобством. Она может являться как врождённой, так и приобретённой в процессе тренировки особенностью.

Именно поэтому, если спросить: «Какой рукой лучше владеет амбидекстр?», мы не получим ответа. Потому что такой человек способен одинаково хорошо пользоваться как левой, так и правой рукой. Как правило, такие особенности человека точно определяются в случае, когда он отлично пишет обеими руками. Подобное явление называют «зеркальным письмом».

Однако, ещё до этого детки, не задумываясь, поочерёдно используют руки для игр, еды и многого другого. Они могут одинаково хорошо бросать мяч левой и правой, стараясь запутать соперника. Но, предпочтение определённой руки определённому виду деятельности называется «перекрёстным доминированием» и не указывает напрямую, что ребёнок – амбидекстер. Должно присутствовать именно «разнорукое» прекрасное выполнение одного и того же задания.

Считается, что само понятие пришло к нам из далёкого средневековья и связано с воинами, которые могли одинаково хорошо сражаться мечами или иным холодным оружием обеими руками. Согласитесь, что на поле боя повреждение ведущей руки могло иметь печальный, а скорее — летальный исход для сражающегося. Поэтому, возможность удачно воспользоваться уцелевшей конечностью, безусловно, сразу стала настоящей «новостью» и поводом для подражания. И послужило толчком для наблюдений, экспериментов и исследований, готовых ответить на один вопрос: как стать амбидекстром?

В настоящее время считается, что у правшей более развито левое полушарие головного мозга, которое отвечает за логику, языковые навыки, способность к чтению, письму, запоминанию точных сведений и хорошей каллиграфии. У левшей же – правое, отвечающее за целостность восприятия, эмоциональное наполнение различных сторон нашей жизни, создание ассоциаций, восприятие основных цветов, музыкальные наклонности. У людей с равноценно развитыми руками замечается полное развитие обоих полушарий головного мозга. Некоторые генетики связывают такое положение дел с геном LRRTM1, хотя обязательное присутствие этого гена при врождённой амбидекстрии пока не установлено.

Кроме того, многие военные, исследователи, психологи и спортсмены делятся своими методами, как развить амбидекстрию, полагая, что с подобной особенностью можно не только родиться, но ей возможно и нужно научиться, упорно развивая вторую руку. И, как не прекрасен наш мир, к сожалению, не всегда это связано с созидательной практикой. Знаменитая одновременная стрельба из двух пистолетов по-македонски, и возможность боксёра «переключиться» во время боя на неожиданную работу, сменив атакующую руку, приводит нас, по сути, к необходимости победы, как и у воинов средневековья.

А вот педагоги, занимающиеся ранним развитием деток дошкольного возраста, отмечают, что малыши чаще, чем взрослые склонны использовать обе ручки и только в дальнейшем определяются с выбором доминирующей сами или под определённым давлением родителей. Ведь не секрет, что и левшей и амбидекстров ещё недавно было принято переучивать. При этом, конечно, бедные левши испытывали больший дискомфорт. Сейчас подходы изменились. И задатки амбидекстрии, наоборот, принято всячески поддерживать и поощрять, стимулируя развитие двух полушарий головного мозга.


Более того, даже явным правшам полезно делать специальные упражнения, развивающие вторую руку: пробовать ей одевать куклу или водить машинку, рисовать, собирать конструктор или пирамидку. В дальнейшем – начинать писать алфавит двумя руками по очереди. Главное, чтобы занятия по развитию второй руки были постоянными. Не поздно и взрослым попробовать развить в себе подобные навыки: пишите и работайте второй рукой.

Лучшим вариантом может быть выполнение постоянных рутинных дел с мелкой моторикой: почистить зубы или расчесаться. Кстати, посчитайте, когда набираете текст в компьютере, сколько пальцев на правой и левой руке вы используете. Как правило, правши используют лишь один или два пальца левой руки. А теперь открываем специализированный сайт и занимаемся правильной постановкой кисти на клавиатуру и правилам предела её перемещения согласно расположению. Это тоже отличная практика для развития обоих полушарий.

В чём же основные плюсы и минусы амбидекстрии?

Прежде всего, можно говорить, что такие люди, как уже упоминалось, более приспособлен для жизни, а точнее – для выживания. Потеря или сильное повреждение истинными правшами ведущей руки приводит к инвалидности и сильной проблеме в дальнейшей адаптации и перестройке. У владеющих обеими руками такой проблемы возникнуть не может вообще, ну разве что при повреждении обоих рук. Считается, что слаженное взаимодействие и сильное развитие полушарий приводит к тому, что сочетаются многие факторы: логика вместе с чётким структурированием прибавляет видение картины в целом. Плюс интуитивное восприятие правильности действий.

Построение чёткой и красивой речи дополняется образным и эмоционально правильным её наполнением, заставляющее людей поверить говорящему. А тонкое ощущение особенностей музыкального звучания накладывается на практичность в продвижении своего творчества. Артисты театра и кино тоньше могут прочувствовать и понять своих персонажей с одной стороны, при этом анализируя поступки и действия – с другой. Поэтому, такие люди могут быть очень конкурентоспособными и успешными. Примером могут служить Пол Маккартни, Бенжамин Франклин, Леонардо да Винчи, Владимир Даль.

Но, особенно обращая внимание на последнего, стоит затронуть и проблемы, с которыми сталкиваются «обаполушарные» люди. Дело в том, что упомянутый ген LRRTM1 связывают ещё и со склонностью к развитию шизофрении. Кроме того, одновременное функционирование двух полушарий, согласно исследованием, в детстве приводит к неспособности долго сосредоточиться на одном виде деятельности и носит название «синдром нехватки внимания». Как следствие, могут присутствовать постоянные головные боли, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность. Подобные эмоциональные всплески обуславливаются активной работой правого полушария. А чем старше человек становится, тем эта «эмоционально-нерациональная активность» чаще сталкивается с логикой и рациональностью, за которое отвечает левое. Что приводит к сильно выраженным внутренним конфликтам, ощущению «раздвоенности» восприятия мира и непостоянству оценок, мнений, суждений, выборов.

Именно такая «неоднородность» внутреннего мироощущения ведёт к тому, что основной особенностью подобных людей становится обидчивость и ранимость.

Помимо этого, характерной чертой является постоянное внутреннее «двойное оценивание» выполняемой работы: с точки зрения здравой логики и со стороны интуиции или видения стратегии в целом. Естественно, что ресурсов организма на это тратится тоже двойное количество, а это может приводить к так называемой «неврастении мыслительной деятельности». В народе же говорят: «голова «закипела» и меня «трясёт» от всего этого».

В чём причина такого механизма? Оказывается, как ни парадоксально, но одновременно, одинаково хорошо и без истощения, полушария могут только в очень раннем возрасте своего обладателя. Чем старше становится ребёнок, тем чаще проявляется «перегрев» одного из полушариев. Ведь друг друга «понять» они не могут совсем: у них разные подходы к восприятию и кодировки информации.

Но так ли всё плохо, как может показаться? Природа никогда не даёт ничего такого, на что она не заложила компенсаторные механизмы. Активная жизненная позиция амбидекстров даёт им возможность «сбрасывать» излишнее напряжение, путешествуя, занимаясь спортом. Выбор определённых профессий или видов деятельности позволяет и этот «сброс» пустить на пользу дела: профессиональные музыканты или танцоры гораздо реже проявляют упомянутую мыслительную неврастению. Кроме того, художники и спортсмены, как мы уже упоминали, выносят из амбидекстрии дополнительные преимущества, способствующие развитию карьеры и достижению успехов, что в свою очередь снижает уровень внутренней напряжённости личности.

Ещё дальше пошли специалисты, которые, наоборот, считают амбидекстрию отнюдь не проблемой, а возможностью развивать себя и бороться со своими комплексами. Более того, рассматривают развитие амбидекстрии как метод коррекции обычных пациентов.

Суть методики заключается в поднятии личностной самооценки путём пробуждения подавляемых талантов. Мы уже упоминали, что чаще всего люди склонны использовать правую руку для всех необходимых видов деятельности. Она, в таком случае, называется ведущая или доминантная. Вторая при этом мы лишь слегка помогаем: как правило – придерживаем что-либо. И эта конечность называется вспомогательной или субдоминантной.

Наблюдения арт-терапевтов натолкнули на исследование, которое показало удивительную закономерность: если люди пытались разработать субдоминантную руку и начинали рисовать, то их рисунки были гораздо более эмоционально насыщенные, реалистичные и запоминающиеся.

На базе этих данных была разработана методика, при которой развитие субдоминантной руки связано с «налаживанием диалога» со своим внутренним миром или, как его называют «Золотым ребёнком». Обиды, гнев, запреты и негативные оценки скапливаются в нас годами. Мы забываем про то, где их получили. Но, они никуда не деваются, а только укореняют в нас негативные установки. Разве вы видели ребёнка, который переживает по поводу своего голоса, слуха или чувства такта? Конечно, нет. Зато взрослые часто «не поют», «не танцуют» и ещё кучу «не», потому что «знают», что делают это плохо.

Оценка идёт со стороны логики и здравого смысла, то есть со стороны левого полушария. Развитие амбидекстрии помогает обратиться к другому полушарию, которое оценивает всё по другим критериям, а следовательно – дать возможность вернутся к своему «Золотому ребёнку», который может и хочет всё. Благодаря этому, ощущение «я всё могу» повышает личную самооценку человека и заставляет его искать способы и перспективы, а не ставить себе табу.

Нужно ли лечить

Так уместно ли говорить, что амбидекстрия является заболеванием? Конечно, нет. Да, некоторые не совсем приятные особенности в виде плаксивости и «внутреннего перегрева» наблюдать можно. Но, подобное можно заметить и в ряде других случаев, вообще не связанных с «одинаковорукостью». А подобные задатки все детки проявляют в раннем возрасте, ещё до окончательного выбора ведущей руки.

Так что «лечить» амбидекстрию абсолютно не нужно. А вот помочь справиться с внутренним напряжением сможет практикующий психолог или психотерапевт.

Также в более старшем возрасте стоит стараться контролировать обидчивость. Дело в том, что эта самая обидчивость, как черта личности человека всегда воспринимается негативно и с желанием оттолкнуть постоянно «надутого» человека. Так что, если вы предполагаете у себя амбидекстрию и осознаёте постоянное ощущение обиды и невысказанности, отправляйтесь к психологу. Помните, что никакая информация личного плана не может быть разглашена.

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание. У многих деток из-за неугомонности и проблем с запоминаем чётких дат и цифр, могут не складываться отношения в школе. Причём как с другими детишками, так и с учителями. А проблемы и неудобства при общении в раннем детском возрасте могут провоцировать неуверенность, наложенную на внутренний конфликт. Так что в этом случае, просто необходимо подобрать себе понравившегося психолога или психотерапевта, готового к длительному сотрудничеству. Ведь это темы не одного сеанса.

Вы правша или левша? А может быть на одинаковом уровне «работаете» обеими руками? А как называется человек пишущий двумя руками одновременно хорошо? Кто эти люди и откуда у них появилось это умение? Как возможность писать и правой и левой руками влияет на жизнь и развитие мозга? Они гении? Подробности в статье!

Человек, имеющий такой необычный навык называется – амбидекстер. С латинского «амби» - оба, «декстер» - правый. Именно так расшифровывается столь непривычное для нас слово. Стоит отметить, что понятие редко используют в разговорной речи. Привычнее описывать умение, чем использовать термин, обозначающий человека, который может писать обеими руками.

Что это за феномен – амбидекстрия

Амбидекстер – человек, который умеет в равных долях работать двумя руками. Абсолютно идентично, не выявляя «ведущей» стороны. Подобный навык воспроизводится за счет «хитрого» строения мозга и одинакового развития обоих полушарий.

Типичная ситуация выглядит следующим образом: левое полушарие мозга развито сильнее – правая сторона тела является ведущей. Человек пишет правой рукой, правая нога – толчковая.

В случае амбидекстрии в равных степенях развиты оба полушария головного мозга, в следствии чего, у тела нет передовой, ведущей стороны. Такой индивидуум без труда может писать, рисовать, совершать текущие задачи – без оглядки на то, какой рукой или ногой он это делает.

Почему возникает амбидекстрия, признаки?

Наблюдения показали, что подмена хода типичного развития амбидекстеров происходит еще на этапе развития плода в утробе матери. Другими словами, еще до рождения предопределено – будет ребенок «уникальным» или нет.

На первых триместрах беременности у плода в большей мере развивается правое полушарие головного мозга. Со временем, левое догоняет в развитии, а непосредственно за несколько недель до рождения – доминирует над правым. Если плоду не хватало кислорода, произошли какие-либо нарушения или случились преждевременные роды – отмечают большую вероятность появления амбидекстера или левши. Условно говоря, если развитие и рождение плода идет не по плану - возрастает вероятность амбидекстрии.

Поразительно, но амбидекстрией обладает лишь 0,40% от населения всего земного шара. Причем, примерно у половины людей этот дар приобретенный – намеренно развивают способности и умения работы двумя руками. Зачем? Читай дальше!

Человек пишущий двумя руками одновременно – гений?

Бытует мнение, что благодаря амбидекстерии у человека открываются удивительные творческие способности, не типичные для среднестатистической личности. Отчасти, это правда - есть некоторые подтверждения.

К примеру, Леонардо да Винчи был представителем группы амбидекстеров, практикуя письмо «шиворот навыворот» - в зеркальном отражении. Также, этой не типичной способностью обладали: Никола Тесла, Бенджамин Франклин, Джим Рут и Чарли Чаплин. К этим рядам можно отнести и Альберта Энштейна, однако, его умение работать двумя руками – лишь приобретенный навык.

Основываясь на этих примерах, большое количество современных родителей пытаются приучить своих детей писать обоими руками. В надежде на «талантливое» будущее детей – они пытаются всунуть этот навык «от противного». Не всегда это удается сделать.

В какое время было больше всего амбидекстеров?

Поразительно, но таких людей очень много вокруг нас. Все они имеют приобретенный навык (не врожденный) и родом они из СССР. В те времена было «накладно» иметь в семье левшу. Замена парты, расположение рабочего стола, переобустройство источников света. Родители переучивали своих чад на «праворукое» письмо. В результате чего – большинство стали писать и правой и левой рукой одинаково хорошо.

Конечно, это никак не повлияло на появление таланта и улучшение качества жизни, ведь в данном случае – это всего лишь приобретённое умение.

Теперь вы знаете, как называется человек, умеющий писать двумя руками одновременно хорошо. Были удивлены? Расскажите об этом своим друзьям! Посещайте другие страницы сайта – здесь много интересных статей!

Микеланджело, Эйнштейн, Тесла, Леонардо на Винчи и Труман - все они могли одинаково хорошо владеть обеими руками. В искусстве процесс рисования абстрактных линий и форм обеими руками одновременно называется трибалогией. Ознакомьтесь с советами, которые помогут вам приобрести такой навык. Информация получена от читателей, а также взята из книг и интернета.

Шаги

Как писать и рисовать

    Начните писать и рисовать обеими руками. Зафиксируйте лист бумаги и рисуйте бабочек, вазы, симметричные объекты, буквы, фигуры и всякую всячину. Поначалу почерк будет выглядеть очень плохо, но попробуйте писать другой рукой хотя бы пару предложений каждый день. Для рисования двумя руками художники часто используют метод «зеркального отражения».

    Попробуйте писать противоположной рукой . Человек может научиться писать обеими руками - для этого потребуется только практика и целеустремленность. Поначалу рука может напрягаться, но достаточно делать паузы и не сдаваться. Со временем напряжение спадет.

    • Для удобства используйте ручку, которая легко скользит по бумаге. Качественная бумага также сделает процесс более приятным.
    • Не пережимайте ручку. Даже если вас одолевает желание сжать ручку что есть силы, не делайте этого, в противном случае ваша рука будет находиться в неестественном положении, что лишь помешает вам эффективно писать и станет причиной болезненных ощущений или даже так называемых писчих спазмов. Нужно обращать внимание на положение кисти и своевременно расслаблять мышцы.
  1. Тренируйтесь писать противоположной рукой длительное время, чтобы привыкнуть . Ежедневно переписывайте алфавит своей непреобладающей рукой строчными, прописными буквами и курсивом. Поначалу рука будет дрожать, а буквы окажутся не такими аккуратными, как если бы вы выводили их ведущей рукой, но постоянные тренировки принесут желаемый результат.

    • Если вы левша и пытаетесь писать правой рукой, то поверните страницу на 30 градусов против часовой стрелки. Если вы правша и пытаетесь писать правой рукой, тогда поверните страницу на 30 градусов по часовой стрелке.
  2. Пишите ведущей рукой и смотрите в зеркало, чтобы видеть, как процесс будет выглядеть для другой руки. Помимо наглядной подсказки используемого метода ваш мозг сможет представить такое же действие для противоположной руки.

    Выполняйте полезные упражнения. Например:

    • Напишите противоположной рукой: «В чащах юга жил бы цитрус? Да, но фальшивый экземпляр!» - или аналогичные предложения (это панграммы, которые содержат все или практически все буквы алфавита).
    • Альтернативный вариант: многократно переписывайте небольшой абзац текста. Обратите свое внимание на различия между написаниями и отмечайте, над какими буквами нужно поработать.
  3. Пишите зигзагами. Чтобы вывести такие упражнения на новый уровень, пишите слева направо (стандартное направление) правой рукой и справа налево левой рукой. Получатся предложения задом наперед, которые будут выглядеть правильно, если читать текст в зеркальном отражении (метод называется бустрофедон). Это полезно по той причине, что правши привыкают писать «от большого пальца к мизинцу», хотя левой рукой им может быть удобнее писать задом наперед.

    Ежедневно выполняйте такие упражнение хотя бы в течение месяца . Уже скоро вам будет комфортно и удобно писать противоположной рукой практически без ошибок.

    Как укреплять руки

    Как выполнять другие действия

    1. Выполняйте все действия противоположной рукой. Даже если вы стремитесь одинаково хорошо владеть обеими руками для конкретной задачи, все равно старайтесь выполнять все действия противоположной рукой, поскольку навыки будут частично передаваться от задачи к задаче. Это ускорит процесс и снизит количество разочарований. Выполняйте все действия противоположной рукой, а не только часть действий. Если вы стремитесь максимально эффективно выполнять одно действие обеими руками, то нет смысла дополнительно развивать ведущую руку. Гораздо важнее сосредоточить внимание на развитии противоположной руки. Еще один повод все делать другой рукой - пусть даже работа преобладающей рукой не способствует ухудшению навыков противоположной руки, зато отсутствие практики для ведущей руки способствует понижению ее навыков и вам будет не столь дискомфортно все делать противоположной рукой.

      Начните готовить противоположной рукой. Взбивайте яйца или замешивайте тесто своей слабой рукой. Работайте венчиком такими движениями, какие используются, когда вы пишете прописью.

      Выполняйте простые задачи противоположной рукой. Начните чистить зубы, держать ложку во время еды, отбивать мясо молотком или играть мячом непреобладающей рукой. Доступны сотни простых задач, которые нужно выполнять каждый день, поэтому развивайте для них неведущую руку.

      Выполняйте задачи на мелкую моторику вроде зеркального письма, игры в пул , удаления отходов из креветок противоположной рукой после освоения более простых задач. Так вы научитесь автоматически переносить навыки на зеркальные действия, чтобы все следующие задачи для противоположной руки давались вам немного легче. Способность передавать навыки для выполнения зеркальных действий также улучшается с каждой задачей. Можно пропустить три первых шага, если вы хотите ускорить процесс и не скучать из-за медленных движений, которых требуют простые задачи.

      Продолжайте использовать противоположную руку для всех неопасных сложных задач. После такого самообучения изначально более слабая рука может стать более ловкой, нежели ведущая рука. Если начинать с одновременного использования обеих рук, то одна догонит другую, хотя в большинстве задач ведущая рука все равно будет доминантной. Причина заключается в том, что мышечная память изначально более слабой руки будет иметь более кратковременный характер, чем у преобладающей руки.

      Играйте на музыкальном инструменте, который позволяет задействовать две руки . Например, научитесь играть на пианино, флейте, гитаре или саксофоне. Это поможет вам укрепить слабую руку и обеспечит дополнительную ловкость обеих кистей и рук.

    • Если вы хотите ускорить результат, то ежедневно пишите абзац текста (слева направо) своей неведущей рукой. Прогресс будет заметен уже через пару недель.
      • Не нужно писать один и тот же абзац каждый день. Используйте разные абзацы текста, чтобы рука не привыкала к однообразным действиям.
    • Купите прописи для детей и выполняйте упражнения противоположной рукой.
    • Старайтесь писать противоположной рукой 15 минут каждый день. Через время напишите текст обеими руки и сравните результат!
    • Если ваша противоположная рука слабая, а вы хотите выполнять сложные задачи или работать с инструментами, то возьмите пару больших китайских шариков антистресс (только действительно больших) и выполняйте упражнения для рук и пальцев. Когда говорите по телефону и работаете мышью, старайтесь быстро вращать шарики в руке и следите за тем, чтобы они не касались друг друга.
    • Выполняйте зеркальные действия (например, одновременно по часовой стрелке и против часовой стрелки).
    • При высоком уровне мастерства ведущей рукой начните использовать противоположную руку в игровом виде спорта.
    • Попробуйте красить ногти противоположной рукой.
    • Если у вас случились судороги или возникает желание потрясти рукой, сжимайте полиэтиленовый пакет со льдом.
    • Бросайте прыгающий мячик в стену противоположной рукой, чтобы улучшить координацию.
    • Начинайте отрабатывать все новые навыки неведущей рукой. Например, если вы никогда ранее не играли на гитаре, то ваши руки находятся в равных условиях. Тренируйте левую руку, чтобы в это же время развивалась правая рука. Если человек хорошо владеет обеими руками, то ведущая рука этого человека будет более ловкой, чем у «однорукого» человека, что называется автономной двусторонней синхронией.
    • Подбрасывайте мячик в воздух и ловите его непреобладающей рукой.
    • Попробуйте писать прописью, чтобы получались беглые и плавные строки текста, а не отдельные печатные буквы. Также пишите разные буквы алфавита, чтобы понимать, над какими из них нужно еще поработать.