Крещение вятичей. Биография. Жития преподобных Кукши и Пимена постника Печерских

День рождения 12 января 1875

святой Украинской православной церкви, преподобный, схиигумен

Биография

Преподобный Кукша родился 12 января (25 нового стиля) 1875 года в селе Арбузинка Херсонского уезда Николаевской губернии в семье Кирилла и Харитины и был крещён с именем Косьма; в семье было ещё два сына - Фёдор и Иоанн, и дочь Мария.

В 1895 году отправился с паломниками в Святую Землю. Прожив в Иерусалиме полгода, Косьма на обратном пути посетил гору Афон. Здесь он пожелал подвизаться в монашестве, однако вернулся на родину, чтобы получить благословение родителей. В 1896 году Косьма прибыл на Афон и поступил послушником в русский Свято-Пантелеймоновский монастырь. Косьма вновь посещает Иерусалим, в течение полутора лет он нёс послушание у Гроба Господня. Вернувшись на Афон, Косьма был назначен на послушание гостинника в странноприимную для паломников, в которой подвизался 11 лет. Позже послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года - в монашество с именем Ксенофонт.

Во время первой мировой войны служил братом милосердия в санитарном поезде Киев - Львов . С 1913 по 1932 год служил в Киево-Печерской Лавре. В 1931 году во время изнурительной болезни пострижен в великую схиму с именем Кукша, а еще через два года рукоположен в сан иеромонаха и стал служить в одной из действующих киевских церквей, поскольку все монастырские храмы были закрыты большевиками.

В 1938 году был арестован, работал на лесоповале в Сибири. После долгих мытарств на ссылках вернулся в Киев, а впоследствии был переведен в Почаевскую лавру, потом в монастырь в с. Крещатик на Буковине, а после его закрытия в 1960 году - в Успенский монастырь в Одессе. К нему тянулось так много прихожан и верующих, власти пытались изолировать святого от общения с мирянами.

Почил 24 декабря 1964 года (н.ст.), на его могиле неоднократно происходили чудесные исцеления больных.

Кукша Одесский был восприемником при монашеском постриге будущего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) .

Почитание и канонизация

Почитание преподобного Кукши началось сразу после его кончины.

Рака с мощами святого Кукши Одесского находятся в Одесском Свято-Успенском монастыре.

Преподобный Кукша родился 12 января (25 н.ст.) 1875 года в селе Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии у благочестивых родителей Кирилла и Харитины, и наречен был во святом крещении Косьмою. Родился и рос Косьма в те далекие времена, когда народ православный ходил пешком на богомолье и к Киево-Печерским святым, и в Лавру преподобного Сергия Радонежского, и на далекий север — в Валаамскую и Соловецкую обители, и на поклонение ко Гробу Господню во Святую Землю.
В те времена существовал также благочестивый обычай: если кто из детей посвящал себя иноческой жизни, родители почитали это за особую честь, это было знаком особой милости Божией. Мать Косьмы Харитина в своей юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Харитина молилась Богу, чтобы хоть один из ее чад сподобился подвизаться в иноческом чине.
Косьма с малых лет возлюбил молитву и уединение. Еще с юности у преподобного было сострадание к людям, особенно к больным, страждущим. За это враг спасения человеческого всю жизнь ополчался на него. Известно следующее событие отроческих его лет. У Косьмы был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе — ты будешь гоним всю жизнь». Вся жизнь преподобного была исполнением этого пророчества.
В 1895 году Косьма отправился с паломниками во Святую Землю. Прожив в Иерусалиме полгода осмотрев в Палестине все святые места, Косьма на об ратном пути посещает святую гору Афон. Здесь oн особенно воспылал желанием подвизаться в монашестве. Царица Небесная призывала его в Свой земное удел — Святой Афон — на служение Богу. Однако прежде нужно было вернуться домой и получить благословение родителей.
Мать с радостью и благодарением Богу воспринялa решение сына. Отца пришлось долго уговаривать слезно умолять, после чего он отпустил сына со словами: «Пусть едет, Бог его благословит!»
Напутствуя в дорогу, Харитина благословила Косьму Казанской иконой Божией Матери в небольшом старинном деревянном киоте, с которой преподобный не расставался всю свою жизнь, и которая положена была ему во гроб после кончины.
В1896 году Косьма прибывает в Афон и поступает послушником в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь. Ревностно исполнял возложенное на него настоятелем монастыря послушание просфорника.
В 1897 году мать Косьмы Харитина направлялась в паломничество во Святую Землю. Когда корабль с путешественниками сделал остановку у берегов Афона Харитина письменно просила настоятеля монастыря благословить посетить Святую Землю и Косьме. Благословение было получено — так блаженная родительница вознося благодарение Богу, еще раз увидела сына.
В Иерусалиме с Комсьмою произошло два чудесных события, которые предзнаменовали дальнейшую жизнь преподобного.
Когда путешествующие были у Силоамской купели произошло следующее. Косьма очень близко стоял у источника, и кто-то нечаянно задел его, и он в одежде неожиданно упал в воду. Существовал обычай погружаться в воду Силоамской купели всем паломникам особенно бесплодным женщинам. Той из них, кто первой успеет погрузиться в воду, Господь даровал чадородие. Люди стали смеяться, говоря, что теперь у Косьмы будет много детей. Но слова эти оказались пророческими, так как у преподобного впоследствии действительно было множество духовных чад.
Когда же паломники были в храме Воскресения Христова, они очень хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем. Тогда Ангел Господень, незримо опрокинув среднюю лампаду, излил на Косьму весь елей. Люди быстро окружили Косьму и, собирая руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им. Это событие предзнаменовало то, что впоследствии благодать Божия, обильно почивающая на преподобном, будет через него передаваться людям.
Через год после этих событий Косьма был направлен на полтора года нести в порядке очередности послушание у Гроба Господня. Вернувшись на Афон, Косьма был назначен на послушание гостинника в странноприимную для паломников, где подвизался 11 лет. Прилежно исполняя это послушание столь долгое время, Косьма стяжал благодушное терпение и истинное смирение.
Вскоре послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года — в монашество, и наречен Ксенофонтом. Приведя Своего избранника в духовное совершенство. Господь уготовляет Ксенофонту жребий служения страждущему миру. В 1912-1913 гг. на Афонской горе возникла на самое короткое время так называемая «имябожническая» или «имяславническая» ересь — смута. Безусловно, о. Ксенофонт никакого отношения к этой ереси не имел но греческие власти, боясь распространения смуты, потребовали выезда с Афона многих ни в чем неповинных русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта.
В 1913 году Афонский монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры. Во время Первой Мировой войны вместе с другими монахами он был направлен на нелегкое послушание брата милосердия в санитарный поезд, ходивший по линии Киев - Львов. В это время проявились в нем редкие душевные качества и добродетели: терпение, сострадание и любовь в служении тяжелобольным и раненым.
По возвращении в Лавру о. Ксенофонт нес послушание в Дальних Пещерах: заправлял и зажигал лампады над святыми мощами, переоблачал святые мощи, следил за чистотой и порядком. Очень хотел принять схиму, но ему отказывали из-за возраста.
Прошли годы. В 56 лет он неожиданно тяжело заболел, как думали, безнадежно. Решено было немедленно постричь умирающего в схиму. 8 апреля 1931 года при пострижении в схиму нарекли ему имя священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах. После пострига о.Кукша стал поправляться и вскоре совсем выздоровел — Господь продлил дни его земной жизни для служения людям во спасение их.
3 апреля 1934 года о. Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая того же года — в сан иеромонаха. После закрытия Киево-Печерской Лавры батюшка служил до 1938 года в Киеве в церкви на Воскресенской Слободке. А с 1938 года для батюшки Кукши начался тяжелый восьмилетний исповеднический подвиг — его как «служителя культа» приговаривают к 5 годам лагерей в г. Вильма Молотовской области, а после отбытия этого срока — к 5 годам ссылки.
Так в возрасте 63 лет о. Кукша оказался на изнурительных лесоповалочных работах. Весной 1943 года, по окончании срока заключения, на праздник святого великомученика Георгия Победоносца отца Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область, в деревню близ г. Кунгура. Взяв благословение у епископа в Соликамске, он часто совершал богослужение в соседнем селе.
В 1947 году, после завершения своего восьмилетнего исповеднического подвига, о. Кукша вернулся в Киево-Печерскую Лавру, где нес послушание свечника в Ближних Пещерах.
На о. Кукшу, искусного и опытного в духовной жизни, запечатлевшего верность Христу различными испытаниями, предочищенного несением скорбей, лишений и гонений, Господь возлагает подвиг служения страждущему человечеству путем духовного окормления людей — старчество.
Старец никогда не осуждал согрешающих и не сторонился их, а наоборот, всегда с состраданием принимал их. Говорил: «Я сам грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха, а мы все грешники». Исповедь всю жизнь была его основным послушанием, и все стремились у него исповедаться и получить душеспасительные советы и назидание.
Богоборческую власть раздражала и страшила жизнь угодника Божия. Он был постоянно преследуем и гоним ею. В 1951г. отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру. Пресвятая Богородица, которую всю жизнь так любил преподобный, принимает Своего избранника в том месте, где Она чудесно явилась в древности.
И здесь, в Почаеве, люди сотнями стояли к нему в очереди на исповедь. О всенародной любви к старцу можно судить и по следующему событию. Кукша, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келию, уложили в постель. Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: «Собирайся, отец, домой», — т.е. умирать — и ушел. Через неделю игумен опять пришел к о. Кукше, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!»
В конце апреля 1957 года, после двухмесячного пребывания в затворе, которое священноначалие определяет ему «для совершенствования аскетической жизни и несения высшего схимнического подвига», старца на Страстной Седмице Великого поста переводят в Крещатицкий Свято-Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии.
В небольшом Иоанно-Богословском монастыре было очень тихо и просто. Приход старца Кукши в эту обитель был для нее благотворным — ожила духовная жизнь братии. Как за пастырем спешат овцы, куда бы он ни направлялся, так и за добрым пастырем, старцем Кукшей, сюда, в тихую обитель апостола любви устремились духовные чада, а за ними — народ Божий. Целыми днями по горной тропе тянулись вереницей богомольцы — одни в гору, другие навстречу. В основном на средства, передаваемые о. Кукше, которые он сразу отдавал в монастырь, увеличились постройки в обители. Сам он, несмотря на старческую слабость, чувствовал здесь себя хорошо. Он часто повторял: «Здесь я дома, здесь я на Афоне! Вон внизу сады цветут, точно маслины на Афоне. Здесь Афон!»
Но к концу жизни старец снова претерпел много зла, скорбей и преследований от богоборческой власти. Враг рода человеческого не терпит благостояния и благоденствия Святой Церкви. В начале 60-х гг. начинается новая волна гонений на Церковь: закрываются храмы, обители, духовные школы. Святой апостол Павел говорит, что «все, хотящие благочестно жить о Христе Иисусе, гонимы будут» (2 Тим.3:12). У безбожной власти лютую ненависть вызывали духовный авторитет, всеобщее почитание и народная любовь, какими обладал старец Кукша.
В 1960г. закрыли Черновицкий женский монастырь. Монахинь перевели в мужской Иоанно-Богословский монастырь в Крещатик, монахов отправили в Почаевскую Лавру, а отца Кукшу — в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь, где он и проводит последние 4 года своей страдальческой подвижнической жизни. Но «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим.8:28). Так благодаря перемещениям батюшки по разным монастырям овцы стада Христова всего юга страны окормлялись у благодатного старца.
В Свято-Успенском монастыре о. Кукше определено было послушание исповедывать людей и помогать вынимать частицы из просфор во время совершения проскомидии.
Несмотря на запрет властей посещать святого старца, люди и здесь не лишились его духовного окормления. Отца Кукшу очень любил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. В Одесский монастырь Алексий I приезжал каждый год летом. Патриарх всегда приглашал благодатного старца «на чашку чая», любил беседовать с ним, спрашивал, как было в Иерусалиме и на Афоне в старое доброе время.
Пройдя земное поприще, претерпев все искушения, воздохнув из глубины души своей: «Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя» (Пс. 114:6), преподобный Кукша 11 (24) декабря 1964 года преставился ко Господу, в селения «идеже вси праведнии почивают», вознося там молитвы о всех, прибегающих к его молитвенному предстательству.
Образ батюшки Кукши близок к образу преподобного Серафима Саровского. Батюшка Серафим говорил одному из монахов: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи спасутся около тебя». Вокруг старца Кукши, стяжавшего этот «дух мирен», во истину тысячи людей спасались, ибо душевный мир с Богом есть плод Духа Святаго. О сем свидетельствует апостол Павел, говоря: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23).

Материал подготовила Вера Сауткина

Связующая нить Правосавия

Многие люди сталкивались в своей жизни с явлениями, которые убеждали их в том, что существует в мире невидимая связь, в мгновение соединяющая людей не только живущих в разных концах земли, но и уже умерших, пребывающих в другом мире. Для верующих эта связь очевидна, и они верно знают, что всех их дальних и близких, связывает Православие. Если кто-то из них нуждается в помощи, он знает, что обратившись с верой и надеждой ко Господу, он получит помощь через добрых людей, пастырей Церкви и ее святых, которые усердно трудятся, осуществляя эту нашу незримую связь с Богом.
Время от времени восходит новая яркая звезда на небосклоне церковном, поставляется еще одна свеча на свещнице Православия. Особую милость Господа к нам мы ощущаем, когда эта наша связь со святыми настолько близка, что еще живут и здравствуют люди, лично знавшие их, общавшиеся с ними и получавшие от них помощь из рук в руки.
Так в Никольском храме г. Пушкино Московской области служит отец Алексий, который несколько раз в Одессе посещал старца Кукшу. У батюшки Кукши были страшные раны на ногах, и отец Алексий привозил ему из Сибири целебное и в то время очень дефицитное облепиховое масло. Супруга о. Алексия ухаживала за старцем, меняя ему повязки на ногах и смазывая раны маслом. Во второе их свидание Кукша попросил о. Алексия помолиться за него после его смерти. Отец Алексий служил тогда в Сибири и зная всю сложность по тем временам связи с ним из Одессы, очень удивился и спросил, как же он узнает о его кончине. Кукша ответил, что ему сообщат. И действительно, несмотря на препятствия, о. Алексию все сразу же стало известно. Выполняя волю батюшки, о. Алексий усердно молился о преставившемся ко Господу Кукше.
Вот уже более тридцати лет преподобный Кукша Одесский (+1964) усердно трудится у Престола Божия, осуществляя такую необходимую нам всем духовную связь. Благодаря тем духовным чадам, которые еще здравствуют здесь, на земле, наше общение более зримо и ощутимо.
Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем заседании от 4 октября 1994 года, тщательно изучив материалы и свидетельства о подвижнической деятельности схиигумена Кукши (Величко), о святости жизни и многолетнем почитании старца народом Божиим, представленные митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом, постановил причислить к лику местночтимых святых Православной Церкви схиигумена Кукшу (Величко), последние годы своей жизни подвизавшегося в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре.
Батюшка Кукша считается местночтимым святым, но для него границы, определяемые и оспариваемые здесь, на земле, уже не существуют. Он спешит на помощь туда, где его об этом просят.
Далеко от Одессы, под Москвой, отец Алексий отпевает единственную дочь у погибающей от горя матери. Никто друг с другом не знаком и ни о чем конкретно не просит. Как бы случайно, через сорок дней после кончины дочери мать из Пушкино попадает в Одесский Свято-Успенский монастырь на могилу тогда еще не прославленного батюшки Кукши. И совершилось чудо — мать, усердно просившая о дочери, сама ушла с могилы с миром, впервые поселившимся в ее душе. С этого дня окрепло ее желание и силы жить дальше...
Приехав домой, она стала рассказывать о Кукше. Эти рассказы оставили след в душе женщины, которая похоронила в Одессе мужа. В следующее посещение его могилы она решила посетить и батюшку Кукшу. Случилось так, что побывала она там уже после его прославления. Тяжко болели ноги, распухли вены от тромбофлибита, и она, совершенно обессилев, припала к раке со святыми мощами и прошептала: «Кукша, помоги!» Только в Москве, сойдя на перрон и побежав навстречу сыну, она поняла, что исцелена: опухоль исчезла, вены стали нормальными, боль ушла! Тогда женщина еще не знала жития батюшки Кукши, который тяжко страдал от тромбофлибита... Узнав подробнее о его жизни, она смогла и другим рассказать о поразившем ее сознание чуде.
Зерно упало на вспаханную землю. Весной 1996 года ее рассказ опять как бы случайно услышала Алла Александровна Шукшенцева, певчая Никольского храма г. Пушкино. Через несколько дней после услышанного к ней зашла соседка в страшном горе — у мужа гангрена ноги, ампутация неизбежна. Алла Александровна рассказала ей о Кукше и его особой милости к страждущим от болезни ног. Пошли к о. Алексию, который посоветовал им заказать молебен Кукше. Тем временем больного уже перевели на операцию в Москву. Все уже было готово к ампутации, но врачи заметили, что кровообращение стало восстанавливаться. «Вас спасло чудо», — так сказали больному врачи, которые, конечно же, ничего не знали ни о Кукше, ни о заказанном молебне. Так Владимир Иванович Макаров через свою уверовавшую жену получил возможность снова ходить и радоваться жизни! Таким образом местночтимый украинский святой Кукша, презрев границы, помогает и украинцам, и россиянам!
В последний год жизни батюшки Святейший Патриарх Алексий I благословил ему приехать в Свято-Троице-Сергиеву Лавру на праздник обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. По окончании праздничной Литургии, когда батюшка вышел из Свято-Троицкого храма, его обступили со всех сторон, испрашивая благословения. Он долго благословлял людей на все стороны и смиренно просил отпустить его. Но народ не отпускал старца. Только после долгого времени он, наконец, с помощью других монахов с трудом добрался до келий.

Архив газеты "Пятницкое подворье"

СВЯТОЙ КУКША - ПРОСВЕТИТЕЛЬ ВЯТИЧЕЙ

Утверждение киевской княжеской власти в земле вятичей (на этой территории сейчас расположены Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области) произошло не ранее 1081--1082 годов, когда Владимир Мономах совершил на вятичей два зимних похода: «на Ходоту и на сына его и ко Корьдну ходих первую зиму». Ходота — князь вятичей, а город Корьдна, скорее всего, село Корна Мосальского района; мерянское название этого селения («корт» — дорога) указывает на то, что город этот был занят смешанным населением мерян и вятичей.

С XI в. началось распространение христианства на землях, которые еще не были русскими. Вятичи долго противились этому. Крестил вятичей в 1--й четверти XII в. святой проповедник Кукша, монах Киево--Печерской лавры.

Существует предание, что священномученик Кукша был родом вятич и происходил из княжеской семьи. Владимир Мономах решил наказать вятичей за отказ платить дань и за военное сопротивление, с этой целью он двинул свою рать в глубь их страны. Вятичи выставили против него несколько отрядов, во главе которых стояли князь Ходота и его сын Кукша. Мономах, убив Ходоту, порушил его город Корьдну, а сына взял живым в плен, отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи. При крещении княжеский сын получил имя Иоанн, но свое языческое имя сохранил и в стенах Киево--Печерской обители.

В первом десятилетии XII века земли вятичей входили в состав Черниговского, Новгород--Северского и Муромского княжеств. В церковном отношении они составляли единое целое и управлялись епископом Черниговским, который решил отправить духовную миссию под настоятельством Кукши для просвещения вятичей светом Христовым.

Крещение в отдаленных от Киева землях, и у вятичей в частности (после походов на них Владимира Мономаха), проходило отнюдь не мирно: в летописи упоминаются «восстания волхвов» и гибель проповедников. Распространение слова Божьего среди вятичей значительно осложнялось их воинственностью.

Известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и чудесами: «он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил...» Обеспокоенные волхвы, защитники язычества, решили убить проповедника. Богу угодно было увенчать своего избранника мученическим венцом. «После многих мук он был усечен неверными с учеником своим, — повествуется об этом в Патерике. — В то же время блаженный Пимен постник, провидев убиение блаженного Кукши, громко возопил среди церкви Печерской: «Брат наш Кукша убит на рассвете». И, сказав это, преставился в один день со святым Кукшей и учеником его».

Так закончилась «многотрудная и преславная» жизнь просветителя нашего края святого равноапостольного священномученика Кукши. Узнав о гибели проповедников, киевские монахи нашли тело Кукши, отвезли в Киев и поместили его нетленные мощи в Ближние (Антониевы) пещеры Киево--Печерской лавры, где они почивают и поныне.

Память о мученической смерти Кукши и его ученика Никона до сих пор живет в Калужской области, а народное предание указывает даже место, где был убит сщмч. Кукша, — берег реки Серёны, возле села Серёнска в Мещовском районе.

Место убиения святого всегда было почитаемо в народе, на источник ходили крестными ходами. 9 сентября 1913 года, в день памяти святого, были грандиозные торжества, в которых участвовали члены Императорской Семьи, была и великая княгиня Елизавета Феодоровна.

Русская Православная Церковь установила день 27 августа (9 сентября) как день чествования святых Кукши и Пимена.

Подготовлено редакцией газеты «Вестник Свято-Пафнутьева

Боровского монастыря»

9 сентября отмечается 900-летие крещения земли вятичей и мученической кончины святого Иоанна Кукши. Предлагаем вашему вниманию очерк о подвиге святого, подготовленный Виктором Ливцовым, профессором ОГУ, руководителем отдела по канонизации святых Орловско-Ливенской епархии.

Священномученик Кукша

Вятичи

Племя вятичей заселило территорию верховьев р. Оки, занятую до них балтскими племенами голяди (голиндов), довольно поздно, лишь в VIII веке, когда остальные славянские племена уже давно обитали в Восточной Европе. По словам летописца, они пришли «от ляхов» - с территории, находившейся вблизи той, что была занята поляками, т. е. с запада. Наименование племени вятичей происходит, по преданию, от имени их вождя Вятко (Вячеслава, т. е. «более славного»). Вятичи постепенно заняли огромную площадь нынешних Брянской, Орловской, Калужской, юга Московской, Тульской, Воронежской, Липецкой, а позже и Рязанской областей. Здесь основываются города Дедославль (предположительная столица вятичей - севернее Тулы), Брянск, Карачев, Козельск, Севск, Кром, Мценск, Новосиль, Елец и др. Тогда в центре этой территории располагался гигантский Оковский лес. По данным антропологов, в то время сложился и внешний вид вятичей. Это были рослые люди с высокими узкими лицами и крупными носами.
Живя в лесах, вятичи надолго сохранили свои языческие традиции. У них процветало, как указывает летописец, сквернословие и многоженство, с умыканием невест по сговору на игрищах между селами. Мертвых сжигали (есть свидетельства, что с мертвыми мужчинами могли сжечь и его любимую жену) и хоронили в курганах, которые являлись капищами, где приносили жертвы. Какие это были жертвы, мы достоверно не знаем, но, по свидетельству летописей и на основании археологических исследований в Европе, можно утверждать, что повсеместно приносились кровавые жертвы животных и даже людей.

Первоначально вятичей обложили данью хазары, исповедовавшие иудаизм, но летописи указывают вятичей и как участников похода киевского князя Олега Вещего в 907 г. на Византию. В 964 г. Святослав Великий совершил, видимо, неудачный поход на вятичей. Но после разгрома Хазарского каганата он в 966 г. организует новый поход на них. Возможно, уже с этого времени киевские князья считали вятичей своими подданными.

Будущий креститель Руси князь Владимир Святой еще в 981 г. совершил поход на непокорных вятичей, обложив их данью и тем номинально включив их земли в Киевскую Русь. Но в летописи указано, что вятичи «заратились», то есть подняли против киевских наместников и дружины войско, и в 982 г. князь их усмирял снова. В 988 г., по словам Повести временных лет, князь начал ставить города на р. Десне и набирать «лучших мужей», в том числе и от племени вятичей, и населил ими южнорусские города. Однако р. Оку летописец не упоминает. Несомненно, что Владимир крестил этих «лучших», то есть знатных мужей. К этому времени археологи относят появление первых курганов вятичей, где останки помещались без сожжения, при этом руки покойных по-христиански крестообразно складывались на груди. Но с этим соседствовали языческие амулеты и ритуалы, что говорит о существовании языческого двоеверия, когда Христос воспринимался и почитался местными язычниками как еще один языческий бог. Всерьез же заходить вглубь земли вятичей оставалось опасно, и там жили по старым языческим законам. Управлялась эта земля местной династией и оставалась в целом некрещеной.

В 1024 г. после победы князя Мстислава Удалого в битве при Листвене, где он одолел Ярослава Мудрого, из Киевского княжества для Мстислава было выделено Черниговское, в которое и вошли номинально подчиненные земли вятичей.

Крещение орловского края и всей земли племени вятичей связано с именем киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125). Его отец, сын Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич (1030–1093), после смерти Ярослава наследовал Переяславльский престол. Владимир, как он сам рассказывает в своем «Поучении детям», познакомился с нашим краем в 13 лет, когда впервые по поручению отца примерно в 1066 г. совершил свой первый поход к принадлежавшему князю Всеволоду городу Ростову Великому, через землю непокорных вятичей. Этим он, видимо, гордился до конца дней и с описания данного события начинает свою автобиографию.

В 1077 г. Всеволод стал князем Черниговским, но уже в следующем году взошел на стольный Киевский престол, а Чернигов перешел его сыну Владимиру. Поскольку племена вятичей формально входили в Черниговское княжество и еще не были полностью крещены, приобщение их к христианству стало одной из главных забот нового князя. Однако перед этим предстояло привести к покорности жителей здешних земель. Предположительно, в 1092–1093 гг. Владимир совершает два зимних похода в земли вятичей. Зимой они совершались потому, что среди дорог через эти территории упоминается лишь одна прямоезжая дорога, та, на которой святой Илья Муромец сразился с разбойником Соловьем Будимировичем. Поэтому войско вынуждено было идти по замерзшим рекам. Сначала воюя с князем Ходотой у его города Корьдно и, видимо, убив его, во вторую зиму Владимир вступил в схватку с его сыном, имени которого он не называет. В апреле 1093 г. скончался великий киевский князь Всеволод, и в 1094 г. Владимир уступает Чернигов и переходит на Переяславский престол.

Утратив политическую самостоятельность, земли вятичей после Любечского съезда и договора 1097 г. окончательно входят в состав Северского и Рязанского уделов Черниговского княжества. К первому отошли земли по Десне и Оке, а ко второму - все по течению р. Сосны. Позднее из него образуется три самостоятельных княжества: Черниговское, Новгород-Северское и Муромское. По этому разделу земля вятичей отходит к Новгород-Северскому княжеству. Однако в церковном отношении они находились под управлением Черниговской кафедры, которая могла взять на себя распространение христианства среди вятичей.

Когда в апреле 1113 г. после напугавшего киевлян солнечного затмения умер великий князь киевский Святополк Изяславич, грабивший монахов и покровительствовавший ростовщикам, и в Киеве вспыхнуло восстание, народ призвал на княжение Владимира Мономаха. Так на Руси окончательно установилась династия Мономашичей, правившая ею еще 500 лет.

Святая миссия Кукши

Несомненно, по настоянию великого князя, хорошо знавшего землю вятичей, и по благословению Киевского митрополита, уже летом 1113 г. в область вятичей отправляется христианская миссия во главе с Кукшей и его учеником Никоном. Часть историков считала, что Кукша - захваченный в плен князь, возможно, сын Ходоты, и Владимир Мономах, опасаясь восстаний и желая отрешить захваченного в плен князя от наследственной власти, отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи, лишив вятичей наследственного вождя. По другой версии, Кукша был выходцем из числа «лучших мужей», крещенных еще Святым Владимиром, в среде которых продолжало развиваться христианство, и этим могут объясняться смутные предания о его знатности. При пострижении, по преданию, он получил имя Иоанн. Однако достоверных сведений об этом нет, поскольку Церковь причислила его к лику святых под тем именем, которое он получил в язычестве. В этом многие историки также усматривали свидетельство его знатности. Обычай кроме христианского имени иметь еще и народное долго сохранялся в нашем крае после принятия христианства. Даже при царе Михаиле Федоровиче в Болховских переписных книгах упоминаются имена: «Медведь Нечаевъ, сынъ Кишаевъ», «Неустрой Ивановъ, сынъ Беленихинъ» и др.

Имя Кукша, которое донес до нас Киево Печерский патерик, по происхождению явно языческое. Существует несколько версий его значения. В северных русских регионах это слово означает птицу семейства вороновых. Другое объяснение значения имени вытекает из старинного корня «кук», обозначающего «сухость» (можно сравнить слова «скукситься» - сморщиться или «скукожиться» - ссохнуться). Обширный список географических названий Орловской губернии начала XX века с этим корнем убеждает в том, что св. Кукша мог быть выходцем из земель вятичей. В ранней версии Киево Печерского патерика святой упоминается также как Купша, что является сокращением от имени Киприян (Куприян). При этом в источниках к этому времени относится упоминание о киевском Купшином монастыре на р. Сетомль. В таком случае Купша - это, возможно, второе - уже схимническое, монашеское - созвучно подобранное имя того же человека, вероятно, даже основателя и настоятеля монастыря.

Достоверно известно, что священномученик Кукша был иноком Киево Печерского монастыря. Одной из основных форм деятельности монастыря было осуществление апостольской миссии в землях язычников. Киево Печерская лавра, откуда совершалась миссия, была тесно связана с Черниговской кафедрой. Вероятно, на проповедь Евангелия среди вятичей Кукшу призвал Черниговский архипастырь Иоанн, который обращает внимание на духовное состояние вятичей. Очевидно, миссия состояла из нескольких человек, иначе на речных судах было бы невозможно проплыть такие расстояния и преодолеть дебри лесов и топи болот.

В 1113 г. архиепископа Иоанна сменил св. Феоктист, в прошлом игумен Киево Печерского монастыря с 1103 по 1113 гг., ближайшим сподвижником которого и был Кукша. Видимо, миссионеры отправились в путь из Чepнигова по р. Десне. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные племенами северян, миссия достигла пределов вятичей вблизи г. Брянска. В западных уездах Орловской губернии было записано древнее предание о «великом муже» Куке. Перед ним расступались леса и горы. Он передвигал реки и озера. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув 
р. Оки, по ней они отправились ко Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле новосильской.

Согласно преданиям, св. Кукша во мценской Введенской церкви - маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, - поставил чудотворный образ св. Николая из дерева в человеческий рост и восьмиконечный каменный крест. В 1238 г., когда хан Батый шел на Мценск, священники спрятали его у подножия горы Самород в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства в г. Мценске в 1415 г. Есть предположение, что Введенская церковь положила начало монашеству в г. Мценске.

Проповедь Кукши сопровождалась чудесами. Он «недужных исцелял и чудодействием многих приведе ко Христу». В Печерском патерике, где находится житие св. Кукши, читаем, что современник Кукши, епископ Владимирский преподобный Симон (Симеон) (1214–1226), в послании к блаженному Поликарпу, впоследствии архимандриту Киево Печерского монастыря, писал, что Кукша: «зане вятич и людей неверствием помраченных крести и многих верою просвети. Многи же и велика чудеса сотвори». Он бесов прогнал, «дождь с небесе сведе, езеро иссуши». Ведь в числе обожествляемых стихий была вода, олицетворяемая в образе Купалы, а все озера и реки, по представлению наших предков, были наполнены низшими божествами, носившими общее название «водяных». В них топили в качестве жертвы, привязав камни к ногам, живых людей. Таким образом, иссушенное св. Кукшей озеро имело для вятичей религиозный характер.

Язычники начали креститься. Но далее в Киево Печерском патерике мы читаем, что святой «по многих муках усечен бысть со своим учеником Никоном». Так как св. Симон не называет Никона священномучеником, то, следовательно, он не имел священного сана, а был послушником или келейником Кукши.

По преданию, для молитвы св. Кукша в 12 км от г. Мценска по направлению к Болхову, около правого берега Оки, в лесу на косогоре в 1,5-2 верстах от деревни Карандаково, поставил скитский дом, а рядом сам выкопал «Богомольный», или «страдальческий святой», колодец. В начале ХХ века местные жители говорили, что «св. Кукша жил в этих местах» и кровь пролил в полуверсте от колодцев в лесу при большой дороге у болота, берега которого постепенно сужались. Видимо, августовской ночью язычники напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям, а затем св. Кукша был отведен в сторону и у болота обезглавлен - мечом «усечен бысть с учеником своим».

Мученическую кончину святого прозрел его духовный брат, подвижник Печерского монастыря блаженный Пимен Постник. Он «посреде церкве печерския велегласно возопи: брат наш Кукша в сей день, противо света убиен есть» и сам преставился. Против света - вероятнее всего, надо понимать, что мученическую кончину он принял на утренней заре 27 августа (9 сентября) 1113 г. Историки прошлого полагали, что убийцами преподобного были жрецы вятичей или их старейшины.

Киевские монахи отправили людей в страну вятичей на поиски тел миссионеров. Прибывшие иноки увезли мощи первокрестителя, которые были помещены в ближние (Антониевы) пещеры лавры, где находятся и поныне. Существовало поверье, что мощи ученика Кукши - Никона откроются в с. Григорово (ныне Болховский район).
Уже спустя пять лет по смерти Кукши можно найти явные следы христианства в городах края. Так, возле Кром в 1147 г. был подписан и утвержден крестным целованием видных вятичей мирный договор Святослава Ольговича с его Черниговскими родственниками. Епископы Порфирий I и Порфирий II на своем пути во Владимир не раз проезжали через мценский край.

Археологические находки также свидетельствуют, что уже в конце XIII века в погребениях вятичей исчезают горшки с ритуальной языческой заупокойной пищей - подношением языческим богам. Археологи находят каменные нательные крестики, относящиеся к этому времени.

Видимо, память о Кукше первое время поддерживалась. Святитель Симон писал, что в его время св. Кукша был всеми знаем и почитаем. По утверждениям крестьян в XIX веке, колодец, у которого был убит просветитель, являлся «святым местом», и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». По преданию, у болота, на месте гибели св. Кукши над «Богомольным», или «страдальческим святым», колодцем его почитатели построили часовню с крестом, где местные жители ежегодно на второй день праздника Троицы собирались на водосвятный молебен перед иконами из приходского храма с. Тельчье. На дороге против колодца был поставлен крест с вделанной кружкой для сбора пожертвований. Однако с течением времени почитание стало ослабевать. К концу XIX века эти сооружения разрушились.

Однако в конце XIX века открывается ряд церковно-просветительских обществ и братств. Во Мценске создается братство в память священномученика Кукши. В 1872 г. вновь назначенный благочинный церквей г. Мценска И. С. Попов обратил внимание на каменную церковь Богоявления, располагавшуюся на кладбище у Стрелецкой слободы. По мере увеличения города она осталась без прихода и пришла в упадок. И. Попов 28 февраля 1876 г. создал при церкви братство священномученика Кукши. Его первым председателем стал военный врач Н. В. Уточкин. В 1894 г. в Синод отправляется депутация с просьбой о перенесении мощей священномученика в Богоявленскую церковь. Несмотря на отказ, мцняне, при содействии Орловского епископа Мисаила, обратились к митрополиту Киевскому Иоанникию, и тот дал согласие на перенос части мощей в г. Мценск. В Киево Печерской лавре заказывается икона из кипарисного дерева с изображением Кукши в облачении. В его правой руке находился покрытый слюдой ковчежец с мощами. Из Мценска за иконой отправился председатель совета братства архимандрит Иоасаф с сопровождением. 25 августа 1895 г. скорым поездом икона была доставлена в г. Орел. Там ее встречали епископ и члены братства. Икона была помещена в Троицкий храм Архиерейского подворья. Впоследствии такая же икона появилась в Болхове. В Киево Печерской лавре готовили и следующую икону для Орла, для Петропавловского кафедрального собора.

Орловский церковно-археологический комитет, возникший в 1900 г. по инициативе епископа Орловского и Севского Никанора, также избрал небесным покровителем Кукшу. В 1901 г. комитет обратился с просьбой о перемещении мощей священномученика в Орел. 27 августа 1905 г. комитет был преобразован в Орловское церковное историко-археологическое общество. Оно также избрало небесным покровителем св. Кукшу. Резолюцией епископа Кириона от 25 февраля 1905 г. было установлено празднование памяти св. Кукши. Указ Синода от 13 августа того же года разрешил празднование 27 августа (9 сентября). В 1909 г. общество вновь обратилось с просьбой о перемещении мощей священномученика в г. Орел. В 1912 г. с этой же просьбой безуспешно обращались в Синод и жители г. Мценска.

В конце августа 1913 года в Орловской епархии широко отмечалось 800 летие со дня кончины Кукши. Во всех храмах епархии прошли торжественные богослужения с молебнами Кукше. Все учащиеся в г. Орле были освобождены от занятий, а все магазины были закрыты, чтобы дать возможность их служащим помолиться. Торжество возглавляли епископ Орловский Григорий, губернатор С. С. Андреевский и члены Государственной думы. Особенное величие празднику придало прибытие на торжество царственной гостьи, Ее Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Федоровны. Среди почетных гостей были также наш земляк Флавиан - митрополит Киевский и Галицкий, Мисаил - настоятель московского Симонова монастыря (бывший епископ Орловский), Стефан - епископ Курский и Обоянский и о. Митрофан Сребрянский, ныне прославленный в лике святых. Елизавета Федоровна провела в Орле два дня, остановившись во Введенском женском монастыре. Она участвовала в торжественных молебнах, посвященных Кукше, в главной церкви монастыря, кафедральном Петропавловском соборе и на кадетском плацу (ныне сквер Л. Гуртьева), на котором собралось свыше 15 тыс. человек. 27 августа тысячная толпа паломников направилась к колодцам во Мценском уезде для совершения молебна. Вечером 27 августа в зале Дворянского собрания состоялся торжественный духовный вечер. В его программе были пение хоров и выступления церковных деятелей о Кукше.

В 1914 г. на праздновании дня памяти Кукши члены Церковного историко-археологического общества застали в Карандаковском лесу уже около 2000 человек. Народу было так много, что все окружавшие колодец возвышенности и лощины оказались занятыми. Жители деревни Карандаково в 1914 г. начали сбор средств на возведение каменной часовни у места гибели святого.

В годы гонений на православие имя Кукши не было забыто. В 1999 г. был создан скит св.  Кукши на месте его убиения во Мценском районе. В 2012 году, в соответствии с прошением архиепископа Орловского и Ливенского Антония и по благословению Священного синода он был преобразован в монастырь.


Виктор Ливцов
«Орловская правда»

Ровно 20 лет назад, 29 сентября 1994 года, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил обретение мощей известного всему православному миру старца Кукши Одесского. Предлагаем вниманию читателей портала краткое житие преподобного Кукши, 10 историй совершенных им чудес, а также молитвы и тропари, ему посвященные.

Схиигумен Кукша родился в 1874 году в селе Гарбузинка Херсонской губернии (ныне Николаевская область) в благочестивой крестьянской семье Кирилла и Харитины Величко. У них было четверо детей: Феодор, Косьма (будущий отец Кукша), Иоанн и Мария.

Мать преподобного в юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она же молилась Богу, чтобы кто-либо из ее детей сподобился подвизаться в иноческом чине.

Косьма с молодых лет любил тишину и уединение, имел большое сострадание к людям. Был у него двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе - ты будешь гоним всю жизнь».

В возрасте 20 лет Косьма впервые отправился паломником в вместе со своими односельчанами, а на обратном пути посетил Святую Гору Афон. Здесь душа молодого человека возгорелась желанием служить Богу в ангельском образе. Но прежде он возвратился домой за родительским благословением.

Приехав в Россию, Косьма навестил киевского чудотворца Иону, известного своей прозорливостью. Благословляя юношу, старец коснулся его головы крестом и неожиданно сказал: «Благословляю тебя в монастырь! Будешь жить на Афоне!»

Кирилл Величко не сразу согласился отпустить сына в монастырь. А мать батюшки, получив разрешение мужа, с великой радостью благословила свое чадо Казанской иконой Божией Матери, с которой святой не расставался всю свою жизнь, и которая была положена ему в гроб после кончины.

Так в 1896 году Косьма прибыл на Афон и поступил послушником в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь.

Через год игумен благословил его с матерью снова посетить Иерусалим. Здесь с Косьмой произошли два чудесных события, послуживших знамениями его будущего.

В Иерусалиме есть Силоамская купель. Существует обычай погружаться в этот источник всем паломникам, особенно бесплодным женщинам, и по преданию, которая первая успеет погрузиться в воду, будет иметь дитя.

Косьма с матерью тоже ходил погружаться в Силоамскую купель. Случилось так, что в полумраке сводов кто-то толкнул его со ступеней, и он неожиданно упал первым в воду прямо в одежде. Женщины с сожалением закричали, что первым в воду погрузился юноша. Но это было знамением свыше, что у отца Кукши будет много духовных чад. Он всегда говорил: «У меня тысяча духовных чад».

Второе знамение случилось в Вифлееме. Поклонившись месту Рождения Христа-Богомладенца, паломники стали просить охранника разрешить им взять святого масла из лампад, но тот оказался жестоким и несговорчивым. Вдруг одна лампада чудесным образом опрокинулась на Косьму, облив весь его костюм. Люди окружили юношу и руками собирали с него святое масло. Так Господь показал, что через отца Кукшу множество людей будет получать Божественную благодать.

Через год после приезда из Иерусалима на Афон он получил благословение еще раз побывать во Святом Граде и нести послушание у Гроба Господня.

По возвращении на 28 марта 1902 года послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1905 года - в монашество и наречен Ксенофонтом. Его духовным отцом стал старец-подвижник Мелхиседек, который подвизался отшельником и был монахом высокой духовной жизни.

В 1912–1913 годах из-за нестроений на Афонской Горе греческие власти потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и будущего святого. «Так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там тоже надо спасать людей», - сказал его духовный отец.

Так афонский монах Ксенофонт оказался насельником Киево-Печерской Лавры. Здесь 3 мая 1934 года он был рукоположен в иеромонаха.

Батюшка очень хотел принять великую схиму, но по молодости лет ему отказывали в его желании. Как-то, переоблачая мощи в Дальних Пещерах, преподобный взмолился святому схимнику Силуану о том, чтобы принять схиму. И вот в 56-летнем возрасте отец Ксенофонт неожиданно тяжело заболел - как думали, безнадежно. Умирающего постригли в великую схиму и нарекли ему имя в честь священномученика Кукши Печерского. Вскоре после пострига отец Кукша стал поправляться, а затем и совсем выздоровел.

Это были годы жестоких гонений на Православную Церковь. Когда Лавры коснулась волна самосвятских расколов, отец Кукша был примером для других в сыновней верности канонам Матери-Церкви.

Однажды из Полтавы в Киево-Печерскую Лавру прибыл ее бывший насельник митрополит Серафим, желавший прежде кончины посетить любимую обитель и проститься с ней. Когда отец Кукша подошел к нему за благословением, митрополит воскликнул: «О, старец, тебе давно в этих пещерах место уготовано!»

С 1938 года для батюшки начался тяжелый десятилетний исповеднический подвиг. Его как «служителя культа» приговаривают к пяти годам лагерей в городе Вильва Молотовской области, а после отбытия этого срока - к пяти годам ссылки. Так в возрасте 63-х лет отец Кукша был послан на изнурительные лесоповальные работы. Работали по 14 часов в сутки, получая очень скудную и плохую пищу.

В то время , который хорошо знал отца Кукшу и ценил за его добродетели. Однажды Владыка под видом сухарей смог передать в лагерь преподобному 100 частиц сухих Даров, чтобы батюшка Ими причащался. Но разве мог он один потреблять Святые Дары, когда многие священники, монахи и монахини, долгие годы находившиеся в заключении, были лишены этого утешения?

Под большим секретом все они были оповещены, и в назначенный день заключенные-священники в епитрахилях, сделанных из полотенец, по дороге на работу незаметно от конвоя быстро разрешали от грехов монахов и монахинь и указывали, где спрятаны частички Святых Даров. Так в одно утро в лагере причастились 100 человек. Для многих это было последнее Причастие в их многострадальной жизни…

В лагере с батюшкой произошло еще одно чудесное событие. На Пасху отец Кукша, слабый и голодный, шел вдоль колючей проволоки, за которой повара носили противни с пирогами для охраны. Над ними летали вороны. Преподобный взмолился: «Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога!» И вдруг услышал над головой «кар-р-р!» - и к ногам его упал пирог с мясом. Это ворон стащил его с противня у повара. Батюшка поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод.

В 1948 году, после окончания заключения и ссылки, отец Кукша вернулся в Киево-Печерскую Лавру и был с великой радостью принят братией. Закаленный в горниле страданий, батюшка начал нести здесь подвиг старчества, окормляя множество верующих людей. За это КГБисты приказали духовной власти перевести старца из Киева куда-нибудь подальше, в глухое место.

В 1953 году отца Кукшу перевели в . Здесь он был назначен на послушание киотного у чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы, а также на протяжении трех лет служил раннюю литургию в Пещерном храме и исповедовал людей.

Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена. Налился полный сапог крови. Осмотреть больную ногу пришел знаменитый своими чудесными исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий, ныне канонизирован). Диагноз был неутешительным: «Собирайся, отец, домой», т. е. умирать.

Все монахи и миряне горячо со слезами молились Матери Божией о даровании здоровья дорогому и любимому старцу. Через неделю игумен Иосиф опять пришел к отце Кукше и, увидев почти зажившую рану, в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!»

Духовная дочь батюшки рассказывала, что однажды, во время совершения Божественной Литургии отцом Кукшей, она видела в алтаре пещерного храма благолепного мужа, ему сослужащего. Когда она сообщила об этом отцу Кукше, тот сказал, что это был преподобный Иов Почаевский, который всегда служит вместе с ним, и строго приказал никому не открывать этой тайны до самой его смерти.

Так протекала жизнь старца в Почаевской обители, но враг рода человеческого и здесь воздвиг гонения на него, и чтобы обезопасить батюшку от нападок со стороны ненавистников, епископ Черновицкий Евмений в 1957 году перевел его в Свято-Иоанно-Богословский монастырь села Крещатик Черновицкой епархии. Годы жизни здесь были тихими и спокойными для отца Кукши. Но в 1960 году сюда переселили монахинь из расформированного Черновицкого женского монастыря.

После этих событий отец Кукша переехал в Одесский Свято-Успенский Патриарший монастырь, ставший последней пристанью в его скитаниях. Здесь основным послушанием старца стала исповедь. Причащался он каждый день, очень любил раннюю литургию. Говорил: «Ранняя литургия - для подвижников, поздняя - для постников».

Многим запомнилось, как во время обеда отец Кукша брал в руки стоявший на столе в рамочке небольшой портрет Святейшего Патриарха Алексия I, целовал его и говорил: «Мы со Святейшим чай пьем». Слова его оказались пророческими.

Приезжая в Одессу на свою дачу, Патриарх Алексий I всегда приглашал к себе отца Кукшу на чашку чая, любил беседовать с ним, интересовался, как было на Афоне и в Иерусалиме в старое время.

Святой Кукша стал восприемником при монашеском постриге Блаженнейшего митрополита Киевского и Всея Украины Владимира (Сабодана).

Духовным чадам батюшка говорил: «Матерь Божия хочет взять меня к себе, но молись - и Кукша будет жить 111 лет! А то 90 лет - и Кукши нету, возьмут лопаточки и закопают».

Осенью 1964 года он заболел: в приступе злобы келейник Николай в октябре месяце в 1-м часу ночи выгнал отца Кукшу раздетым из кельи. В темноте старец упал в яму, повредив ногу, и так пролежал до утра, пока его не обнаружили братия. Старец заболел двусторонним воспалением легких. Несмотря на старания близких, он так и не оправился от болезни.

Блаженный подвижник предвидел обстоятельства и время своей кончины. За несколько мгновений до смерти старец сказал: «Престало время» и очень спокойно отошел ко Господу.

Власти, боясь большого стечения народа, распорядились не принимать телеграмм из Одессы с оповещением о кончине отца Кукши, требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил: «У монаха родина - монастырь».

После блаженной кончины старца свидетельством его святости явились чудеса, совершавшиеся на могиле преподобного, и 29 сентября 1994 года правящий архиерей, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, совершил обретение мощей старца, а 22 октября того же года было совершено его прославление в лике преподобных.

Еще при жизни святой Кукша завещал всем приходить к нему на могилку со своими скорбями, обещая ходатайствовать за всех перед Богом.

Сегодня мощи преподобного Кукши почивают в Одесском Свято-Успенском монастыре, по завету святого источая благодатную помощь всем, кто с верою к нему обращается.

ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО КУКШИ

Предлагаем вашему вниманию подборку из десяти кратких историй, подтверждающих благодатную помощь по молитвам к преподобному Кукше. Первые 5 чудес старец явил во время своей земной жизни, другие - по молитвам к нему после своего блаженного отшествия ко Господу.

История 1. «Если ты дашь обет Богу изменить свою жизнь и будешь ходить в храм, то дочь твоя будет здорова»

Одно из первых чудес, явленных преподобным Кукшей, произошло еще в заключении. Господь открыл старцу, что у одного из охранников дома заболела дочь. «Чадо, возьми отпуск, поезжай домой, тебя отпустят. У тебя дома заболела дочь», - напутствовал его святой. Тот не поверил, что его могут отпустить: «Летом не отпустят», - сказал он. Охранник ушел, а старец молился о нем и о его больной дочери. Не прошло и часа, как тот вернулся, говоря, что пришла срочная телеграмма, в которой сообщалось, что дочь сильно заболела, и начальство отпускает его съездить домой. «Помолись, отец, о ней, - попросил он, - ведь она у меня одна, Анной зовут». Старец ответил: «Если ты дашь обет Богу изменить свою жизнь и будешь ходить в храм, то дочь твоя будет здорова». Тот заплакал, как дитя, и дал обет. По молитвам преподобного девочка получила исцеление.

История 2. 102-летний ученик преподобного Кукши

В Иоанно-Предтеченском монастыре города Кунгура в марте 2014 года принял постриг в великую схиму с именем преподобного Кукши Одесского 102-летний монах Никон. В годы Великой Отечественной Войны он служил минометчиком, был тяжело ранен в руку осколком, который так и не удалось извлечь. Со временем осколок стал вызывать нестерпимые боли, и тогда Никон поехал к своему духовному отцу. Преподобный Кукша внезапно отправил его срубить на дрова сухую липу. Изнемогая от боли, Никон за послушание пошел рубить дерево. И после первых ударов топором осколок внезапно сам выскочил из руки, а монах получил исцеление.

История 3. «Полная келлия бесов, и все бегут гурьбою в двери!!!»

Один молодой послушник, не понимая, зачем батюшка каждый вечер окропляет свою келлию святой водой, как-то спросил его: «Батюшка, зачем это вам надо окроплять? Что оно дает?» Прошло дня три. Отец Кукша зашел к послушнику в келлию и на глазах у него начал окроплять ее святой водой. Впоследствии монах рассказывал: «И вдруг я такое увидел, такое увидел! Полная келлия бесов, и все бегут гурьбою в двери, да не успевают, вываливаются один через другого...» Окропив келлию, старец спросил: «Ну что, видел, что оно дает?»

История 4. Сила милостыни

Старец придавал большое значение милостыни. Его духовная дочь попросила у кого-то книжку с акафистом, хотела переписать себе. В храме она положила книжицу возле свечного ящика, где продавал свечи ее знакомый инок Фаддей, а сама пошла к помазыванию елеем. Когда она вернулась, обнаружила, что книжки нет. Женщина стала скорбеть, ведь книжка была чужая, и со своей бедою обратилась к отцу Кукше. «Не скорби, проси, чтобы Господь принял это как милостыню. А враг милостыни не любит, он все вернет, вернет», - был ответ батюшки. На другой день вечером книжка лежала на том же месте, где ее положили. Отец Фаддей рассказал: «Вот, принесли люди, сказали, что нашли в трамвае эту книжку. Не знали, куда деть, думали-думали и решили в монастырь сдать. Пришли в монастырь и положили на то самое место, где она и была».

История 5. Подсказка для ученого

Один раз к преподобному приехал известный ученый, у которого была какая-то неразрешимая задача в его научной работе. В беседе с ним отец Кукша своими простыми словами навел его на мысль о правильном решении вопроса. Ученый, выйдя из келлии, в радостном изумлении рассказывал, как неученый старец помог ему открыть секрет его научных изысканий.

История 6. «Терпи и молись, твой муж будет христианином!»

К старцу часто приезжала его духовная дочь Елена. Она была научным работником-химиком, а муж ее - горным инженером, крупным специалистом по горным породам. Она очень скорбела о том, что муж не крещен и даже хотела разойтись с ним, но старец велел ей: «Терпи и молись, твой муж будет христианином!» Уже после смерти старца она поехала в Псково-Печерскую обитель и уговорила мужа проводить ее туда. В Печерском монастыре есть Богом зданные пещеры, где погребают усопших монахов. Елена предложила мужу посмотреть на гробы, которые здесь по обычаю не закапывают, а ставят один на другой в пещерах, в которых явственно чувствуется благодать Божия. Когда муж Елены увидел своды пещер, он, как горный инженер, был поражен тем, что сыпучий песчаник веками не осыпается, держится как камень, и обвалов не происходит. Такое явное чудо произвело на него сильное впечатление. Благодать Божия коснулась его сердца. Он пожелал немедленно креститься, а потом повенчался с женой и по-детски был предан Богу и духовному отцу.

История 7. «Вдруг я увидел преподобного Кукшу, который, приблизившись, положил мне руку на лоб…»

Воспитанник Одесской духовной семинарии Александр заболел воспалением легких в тяжелой форме. Температура поднялась до 39,9 градусов. И фельдшер семинарии, и живущие с ним в комнате были в тревоге за него. В ночь на 12 декабря 1994 года, когда Александр впал в забытье, они вызвали скорую. Больной, находясь в беспамятстве, вслух призывал имя преподобного Кукши. Вдруг он замолк и на время показался безжизненным. Испуганные этим друзья стали трясти его, называя по имени. Внезапно Александр пришел в себя и поднялся с кровати. К удивлению всех он выглядел совершенно здоровым. Померили температуру - градусник показал 36,6°. Тогда его спросили о такой внезапной перемене состояния. Александр рассказал, что, когда ему было крайне тяжело и появилось ощущение, что жизнь его покидает, он увидел преподобного Кукшу, который, приблизившись, положил ему руку на лоб. Внезапно он ощутил сильнейший прилив благодатной силы, которая прошла трижды от головы до ног. Тогда он почувствовал, что кто-то его трясет и зовет по имени. Очнувшись, он почувствовал себя исцеленным. Приехавшие вскоре врачи нашли его здоровым.

История 8. Женщина не знала, что при жизни святой Кукша тоже страдал болезнью ног

Одна женщина, тяжело страдавшая болезнью ног - тромбофлебитом, приехала из Москвы в Свято-Успенский Одесский монастырь помолиться преподобному Кукше. Тяжко болели ноги, вены распухли, и она, совершенно обессилев, припала к раке со святыми мощами и прошептала: «Преподобне отче Кукшо, помоги!» И только в Москве, сойдя с поезда на перрон и побежав навстречу сыну, она поняла, что исцелена: опухоль исчезла, вены стали нормальными, боль ушла. Тогда эта женщина еще не знала жития преподобного Кукши, который при жизни тоже страдал болезнью ног.

Весной 1996 года рассказ об этом исцелении узнала одна певчая Свято-Никольского храма города Пушкино Московской области. Через несколько дней после услышанного к ней зашла соседка в страшном горе: у мужа гангрена ног, ампутация неизбежна. Певчая рассказала ей о преподобном Кукше и его особой милости к страждущим болезнью ног. Тотчас был отслужен в храме молебен преподобному. Тем временем больного перевезли на операцию в Москву. Все уже было готово к ампутации, но врачи заметили, что кровообращение стало восстанавливаться. «Вас спасло чудо», - так сказали больному врачи, которые, конечно же, ничего не знали ни об отслуженном молебне, ни о скором помощнике и чудотворце преподобном Кукше.

История 9. Чудо исцеления больного ребенка

Через несколько дней после прославления преподобного Кукши одна раба Божия поделилась своей радостью. У нее болел ребенок, несколько дней у него была очень высокая температура, и родители уже не знали, чем ему можно помочь. Эта женщина была на прославлении преподобного и получила частицы облачения и гроба. Дома ее встретили с упреками, что ребенок болен, а матери нет. Она сразу пошла к сыну и, помолившись, приложила частицы облачения и гроба к его голове. Ребенок уснул и на следующий день проснулся абсолютно здоровым.

История 10. Воскрешение умершей девочки

По молитвенному предстательству преподобного Кукши Господь воскресил из мертвых младенца. В Одессе, в одной православной семье, в ночь с 7 на 8 января 1996 года внезапно заболела двухлетняя Ксения. Температура резко поднялась выше 39 градусов и продолжала расти. Девочка начала метаться в жару. Бабушка Ксении, врач по профессии, видя ее крайне тяжелое состояние, попросила свою дочь - мать девочки - вызвать скорую. Пока она говорила по телефону, Ксения внезапно затихла. Бабушка начала осматривать внучку: сердце ее не билось - жизнь оставила девочку. «Скорую не надо, уже поздно...», - сказала она дочери. В отчаянии мать ребенка встала на колени перед иконами и начала слезно молиться: «Господи, возьми мою душу, а ее душу оставь!» После долгой молитвы она вспомнила, что осенью 1994 года в Свято-Успенском Одесском монастыре ей дали частицы облачения и гроба преподобного Кукши. Призвав имя святого, мать взяла эти частицы и приложила ко лбу умершей девочки. Вдруг Ксения глубоко вздохнула - жизнь вернулась к ней. Когда девочка окончательно пришла в себя, то, показав рукой на икону преподобного, попросила мать: «Дай мне Кукшу...». Прибывший врач, осмотрев девочку, сказал, что никаких оснований для вызова скорой он не нашел. В семье этот день называют вторым днем рождения Ксении.

МОЛИТВА И ТРОПАРИ

Молитва

О преподобне и богоносне отче наш Кукшо, обители Успения Божией Матери похвало, богоспасаемаго града Одессы неувядаемый цвете, кроткий пастырю Христов и великий за нас молитвенниче, усердно к тебе прибегаем и с сокрушенным сердцем просим: не отыми покров твой от обители нашей, в нейже подвигом добрым подвизался еси. Буди помощник благий всем благочестиво живущим и добре труждающимся в ней. О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Кукшо, призри милостивно на предстоящия люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления.

Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое молитвенно призывающих и на поклонение мощем твоим святым приходящих, и вся во благих прошения их милостивно исполни, осеняя их святоотеческим твоим благословением. Избави, святый отче, от всякаго навета вражия Церковь нашу святую, град сей, обитель и землю нашу, и не остави заступлением твоим нас немощных, грехами и скорбями многими обремененных.

Озари, преблаженне, ум наш светом лица Божия, укрепи благодатию Господнею жизнь нашу, да в Законе Христове утвердившеся, неленостно по пути заповедей святых потечем. Осени твоим благословением нас и всех в скорбех сущих, болезнями душевными и телесными одержимых, исцеление, утешение и избавление даруй. Над всеми же сими испроси и нам свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, отступившим от православныя веры и погибельными ересьми и расколами ослепленным вразумление, во тьме неверия блуждающим светом истиннаго Богопознания просвещение, раздоров и нестроений утоление, умоли Господа Бога и Пресвятую Богородицу даровати нам тихое и безгрешное житие.

Поминай нас, недостойных, у престола Вседержителя, испроси мирную христианскую кончину и сподоби нас помощию твоею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим велия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице поклоняемаго Бога, и твое отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:

От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси, божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, темже источаеши чудес благодать всем, с верою приходящим к раце мощей твоих, Кукшо преблаженне отче наш.

Кондак, глас 8:

Подвижника благочестия искусна, новаго исповедника веры отеческия преподобнаго Кукшу верно вси ублажим, яко пастыря истиннаго, старца благостнаго, иноков наставника, утешителя малодушных, целителя недужных, и по кончине показующаго светлость жития своего. И днесь в память его притекше, радостно возопием: яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение людем православным.