Возрастной ценз на занятие руководящих должностей в РФ. Возрастные ограничения в различных сферах деятельности. Какой возрастной ценз для субъекта преступления в других странах А нужен ли он

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права означает, это правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин. Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права являться гражданство и совершеннолетие. Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 Конституции РФ).

Термин «всеобщее» во многом условен, так как предоставление избирательного права, в особенности пассивного, ограничивается системой избирательных цензов. В федеральном и региональном избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного избирательного права:

1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ — 35 лет. Законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат и ограничения максимального возраста — пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);

3) ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе Российской Федерации. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин Российской Федерации, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречат конституционному принципу равенства прав граждан Российской Федерации на всей ее территории и принципу единого гражданства;

4) языковый ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта Федерации, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе Российской Федерации. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;

5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) — народными депутатами Государственного Собрания не могут быть из браны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Необходимо отметить, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко закрепляет пределы ограничения активного и пассивного избирательного права. Согласно ст. 4 этого Закона законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Ограничения же пассивного избирательного права в законодательстве субъектов Российской Федерации могут быть связаны только с возрастным цензом. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления и 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Установление ценза оседлости для ограничения пассивного избирательного права не допускается.

Избирательное право относится к политическим правам, которые обычно предоставляются только гражданам. Однако в различных странах в определенных законами случаях возможность обладать избирательным правом предоставляется иностранцам. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 8 ст. 4, п. 4 ст. 18) иностранцы могут принимать участие в выборах при определенных условиях. Закон установил, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Принцип прямого избирательного права означает, что в голосовании, результатом которого становится избрание лица на выборную должность, принимают участие все избиратели данной территории. Противоположностью прямым выборам являются косвенные выборы, когда лицо избирается либо каким-то государственным (муниципальным) органом, либо избиратели выбирают сначала выборщиков, а уже затем выборщики непосредственно голосуют за кандидатов.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый избиратель имеет при голосовании один голос. Это обеспечивается тем, что избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке и ему может быть выдан только один избирательный бюллетень. Принцип равного избирательного права предусматривает также необходимость обеспечения того, чтобы голос каждого избирателя имел одинаковый «вес». Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти. В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство при проведении предвыборной агитации.

Принцип тайного голосования предполагает недопустимость осуществления какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Противоположностью тайному является открытое голосование, когда волеизъявление избирателя становится известным неограниченному кругу лиц. Принцип тайного голосования является наиболее демократичным и обеспечивается тем, что избирателю предоставляется кабина для голосования, а избирательный бюллетень не нумеруется (или маркируется иным образом, позволяющим определить принадлежность бюллетеня конкретному избирателю).

Одним из принципов избирательного права является свободное и добровольное участие в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказывать воздействие на его волеизъявление. Противоположностью данному принципу является так называемый «обязательный вотум», то есть обязанность под угрозой штрафа или иного наказания участвовать в выборах, установленная в законодательстве ряда стран (например, Австралия, Бельгия, Турция).

Международно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, закрепляют такие принципы, как свободные периодические нефальсифицированные выборы. Принцип свободных выборов ломимо добровольного участия предполагает наличие у избирателя свободы выбора при голосовании. Это обеспечивается альтернативностью выборов, а также всем демократическим конституционным строем государства, в котором свобода личности закрепляется как высшая ценность, признаются и обеспечиваются права на свободу собрания и объединения, свободу мысли и слова, информации. Периодичность проведения выборов — важнейший принцип, который означает, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает максимальный срок полномочий выборных органов и лиц — пять лет. При этом изменение срока полномочий действующих органов не допускается. Принципы подлинных и нефальсифицированных выборов предполагают выявление и осуществление свободно выраженной воли народа путем законодательного закрепления такой технологии проведения выборов, которая не позволила бы исказить волю избирателей.

конституционного права России . По сути, формируется конституционное право , .

См.: Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России . С. 256; .

Действительно, логичнее, чтобы студенты изучили сначала общую теорию конституционного права, а затем конкретику – конституционное право России и других.

С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России . По сути, формируется конституционное право , . .

См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации . М., 1998; Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994; Государственное право.

3. Государство и право России после февральской буржуазно-демократической революции. 2. Конституция 1918 г. — первый основной закон российской республики.

Конституционное право очень многих государств, включая Россию , исходит из того, что государственная власть действует на центральном и иногда также на.

Чиркин В.Е. Конституционное право . Россия и зарубежный опыт. С. 285-292. И после всего этого автор делает общий вывод, что «Россия - полупрезидентская, .

В главе II Конституция РФ закрепляет трудовые права граждан. Среди. Конституция РФ гарантирует каждому работнику право на вознаграждение. .

Впервые в истории России Конституция была принята путем референдума, что определяет ее высокую легитимность. К содержанию книги: Конституционное право .

Избирательные цензы — это что такое? Понятие и виды

Законодательством закрепляется за гражданами избирательное право. Это значит, что субъекты имеют возможность участвовать в голосовании за кандидатов в госорганы и структуры местного управления. Кроме того, при соблюдении ряда условий граждане могут сами быть избранными. Нормами разрешено участие лиц в наблюдении за голосованием, работой комиссий, в том числе в определении результатов кампаний. Граждане могут выражать свою волю в ходе референдумов и прочих мероприятий, установленных законодательством страны, юридическими актами регионов.

Принцип свободы выборов

Законодательство разделяет избирательное право на пассивное и активное. Последнее предполагает непосредственное участие в голосовании, т. е. – выражение воли населения. Пассивное право – возможность стать кандидатом, которого будут избирать. Участие населения в голосовании является добровольным и свободным. Никто не может оказывать на людей давление для принуждения их к выражению своей воли или воздержанию от этого. Не допускается создание каких бы то ни было препятствий для свободного участия в кампаниях. Депутаты Госдумы выбираются на основе равного, всеобщего, прямого, тайного голосования.

Оседлость

В некоторых случаях устанавливаются специфические избирательные цензы. Это также обуславливается спецификой местности. К примеру, в Ирландии гражданин не допускается до участия в голосовании, если не имеет места для сна. Представляется, что не могут воспользоваться избирательным правом и бродяги, которые живут под мостами. Формально запрещено участвовать в голосовании наемным сельскохозяйственным работникам, которые расселяются на чужих фермах. Эти люди проживают не в собственных домах, поэтому им отказано в активном избирательном праве. В ряде стран в качестве обязательного условия выступает нахождение на местности, в которой проходит голосование, постоянно в течение определенного периода. Этот срок может быть разным. Например, в большинстве американских штатах постоянно нужно прожить 1-2 мес., в ФРГ – 3 мес., во Франции – полгода, а в Канаде – год. Существуют вполне логичные причины, по которым устанавливаются такие избирательные цензы. Это в первую очередь связано с тем, что человеку, прежде чем участвовать в голосовании, нужно узнать специфику местности, почувствовать себя членом общины. Данное обстоятельство особенно актуально при выборах в территориальные структуры власти. Следует сказать, что даже из-за непродолжительного периода пребывания на местности многие не участвуют в голосовании. К примеру, в Америке очень много сезонных работников. Они переезжают с одного места на другое во время уборки урожая. Эти люди в выборах не участвуют. Не реализуют свое избирательное право граждане, которые живут в трейлерах (передвижных домах). По некоторым данным, таких людей насчитывается порядка 6 млн. Они практически не принимают участия в политической жизни государства.

В современном мире в большинстве стран отсутствуют гендерные ограничения. Однако такая ситуация была не всегда. До Первой мировой, например, женщинам разрешалось участвовать в голосовании только в некоторых государствах. В основном это были скандинавские страны (Исландия, Финляндия, Норвегия, Дания), Новая Зеландия и Австралия. Первыми возможность голосовать получили голландские женщины. В Великобритании половой ценз был снят в 1918 г., в Германии – годом позже, а в США – в 1920-м. После Второй мировой снятие ограничений прошло почти повсеместно в мире. В 1944 г. во Франции женщины были допущены к голосованию. В Японии ограничения были сняты в 1946, в Италии – в 1945. Дольше всего просуществовал половой ценз в Швейцарии – вплоть до 1971 г. Хотя впервые в этой стране вопрос о предоставлении женщинам возможности участвовать в голосовании поднимался еще в 1919 г. Решение его затянулось на достаточно долгий период. В течение почти 50-ти лет проводилось несколько опросов и референдумов. Но в них участвовали только мужчины, выступавшие против уравнивания женщин в правах. Поэтому решение вопроса так затянулось. В некоторых ближневосточных государствах не только женщинам, но и мужчинам нельзя голосовать. Это обусловлено тем, что в таких странах вообще выборы не предусмотрены. Например, такая ситуация в ОАЭ, Саудовской Аравии. В Кувейте в выборах участвуют только мужчины. В ряде государств и сегодня действуют нормы, которые ущемляют права женщин. К примеру, на Гаити они могут голосовать только за кандидатов в местные структуры. В Гватемале существовало правило, по которому избирательным правом могут пользоваться исключительно грамотные женщины. А мужчин до голосования допускают вне зависимости от образования, умения читать/писать. В Сальвадоре и Коста-Рике действовало предписание о том, что замужние женщины могли участвовать в выборах с 25-ти, а незамужние – с 30-ти лет.

Имущественный избирательный ценз

Он существовал достаточно продолжительное время во всех государствах, имевших парламент. В этих странах до участия в избирательных кампаниях допускались лица, сегодня называемые средним классом. Определялись они довольно просто – по сумме уплаченного налога. В литературе отмечалось, что те граждане, которые не имеют имущества, не добились определенного положения в обществе, не могут допускаться к управлению делами государства. Пролетариат, как правило, был аполитичен и безграмотным. Трудящиеся слишком много работали, чтобы адекватно понимать происходящее вокруг. Однако с совершенствованием техники и развитием цивилизации, сокращением длительности рабочих смен, расширением профсоюзного движения, ограничения по имущественному статусу стали неприличными. После окончания Первой мировой они были практически повсеместно устранены. В настоящее время в открытом виде имущественный ценз почти не существует. В ряде государств, однако, ограничения по материальному положению установлены для кандидатов в депутаты. К примеру, для регистрации выдвиженцев в президенты Аргентины нужно предоставить доказательства о наличии определенной суммы годовой прибыли. Этим кандидат подтверждает, что стремится занять пост не для собственного обогащения, а во имя служения народу. Такое требование и сегодня присутствует в законодательствах Коста-Рики, Новой Зеландии, Мексики, Колумбии, Австралии.

Дополнительные ограничения

В некоторых странах предусматривается ценз для военнослужащих. Мнения по поводу его справедливости разделились. С одной стороны, армии многих стран сегодня формируются на профессиональной основе, и их численность невелика. Соответственно, участие либо неучастие солдат в голосовании существенно не повлияет на результаты. Вместе с тем чаще всего военнослужащие лишены пассивного права. По мнению ряда авторов, это представляется справедливым. Служба в ВС не должна обременяться политикой. Если гражданин желает участвовать в государственном управлении, ему придется отказаться от карьеры военного. В некоторых странах действуют религиозные цензы. К примеру, в Иране для выдвижения кандидатуры в парламент гражданин должен быть мусульманином, активно проповедующим ислам. В этой стране около 90% членов правления являются служителями культа.

Читайте также: Перевозка животных в самолете

Ситуация в России

Цензы избирательного права РФ достаточно немногочисленны. Одно из ограничений уже указывалось выше. В частности, участвовать в голосовании могут все граждане, достигшие 18-ти лет. Избирательные цензы в РФ включают в себя ограничения для кандидатов в президенты, депутаты Госдумы. Главой государства может стать субъект, достигший 35 лет. В Госдуму можно баллотироваться с 21 года. При этом кандидат в президенты должен иметь высшее образование, знать курс муниципальной и госслужбы, а также Конституцию страны. В некоторых государствах действуют так называемые моральные избирательные цензы. В РФ, например, запрещено участвовать в голосовании лицам, отбывающим тюремное заключение. В ст. 48 итальянской конституции не допускает к выборам субъектов, совершивших аморальные поступки, указанные в законе. Также запрещено участие в голосовании банкротам, наркоманам и прочим субъектам, чье влияние на результаты выборов власть считает нежелательным. В некоторых странах запрет на реализацию своего избирательного права выступает как наказание. В ряде случаев закон допускает приостановление действия такой юридической возможности. К примеру, подобного рода положения присутствуют в конституции Мексики. Согласно закону этой страны, возможность участвовать в голосовании, а также выдвигать свою кандидатуру на выборах может приостанавливаться за систематическое бродяжничество или пьянство. Соответствующее ограничение налагает суд. Еще одним условием для выдвижения своей кандидатуры в России на высшие госдолжности является гражданство.

Заключение

Всего в мире насчитывается порядка пятидесяти цензов. Все они связаны со спецификой культурного развития конкретного государства, историческими особенностями. Многие из них вполне обоснованы. К примеру, образовательный или возрастной ценз для лиц, выдвигающих свои кандидатуры на высокие государственные должности. Несомненно, человек, который стремится занять пост главы страны, должен обладать определенным управленческим опытом, знаниями. Пассивным избирательным правом в России не могут пользоваться иностранцы. Это также вполне обоснованно, поскольку управлять делами государства могут только его граждане, которые постоянно проживают в нем и знают его внутреннее устройство. Между темв некоторых странах до сих пор действуют нормы, ущемляющие свободы некоторых людей, проживающих на их территориях. В основном это касается женщин, которым участие в голосовании разрешено далеко не всегда или с определенными оговорками.

Понятие выборов и принципы избирательного права

Выборы это 1) высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3 Конституции), 2) форма участия граждан в управлении делами государства (ст. 32 Конституции) и форма местного самоуправления (ст. 140 Конституции).

На прямых выборах выражается общая воля народа путем проведения индивидуального голосования в установленном законом порядке. Путем прямых выборов в Российской Федерации формируются представительные органы власти и замещаются выборные муниципальные должности. Прямыми являются выборы Президента, губернатора.

Виды выборов: а) по цели выделяют выборы органов власти субъектов Федерации, представительных органов союзного государства (проводятся на основе Договора «О союзном государстве Российской Федерации и Республики Беларусь»); выборы депутатов Государственной Думы; выборы Президента; выборы в законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации; выборы в законодательные (представительные) органы местного самоуправления; выборы должностных лиц местного самоуправления; выборы мировых судей; б) по основаниям назначения- выделяют очередные выборы (проводятся по истечении срока полномочий депутатов, должностных лиц); досрочные (проводятся в случае досрочного прекращения полномочий органами власти); дополнительные (проводятся в случае досрочного прекращения полномочий отдельных депутатов); повторные (проводятся тогда, когда очередные, досрочные и дополнительные выборы не состоялись или признаны недействительными); в) по юридической значимости выделяют – императивные выборы (депутаты, должностные лица получают мандат путем прямых выборов или другим путем).

Избирательное право. Этот термин употребляется в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле избирательное право рассматривается как подотрасль (или генеральный институт) конституционного права. В субъективном смысле избирательное право означает право граждан избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право).

Принципы избирательного права России — основополагающие начала, пронизывающие избирательное право и характеризующие выборы в качестве формы прямой демократии.

Принципы: 1) всеобщее; 2) равное; 3) прямое; 4) тайное избирательное право

Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ). Ограничение в избирательных правах граждан не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, граждане, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).

Цензы активного избирательного права. Цензы активного избирательного права определены в Законе «Об основных гарантиях…» едиными рамочными нормами. В Российской Федерации устанавливаетсяценз гражданства, возрастной ценз, ценз дееспособности и моральный ценз в качестве цензов активного избирательного права.

Согласно цензу гражданства, избирателями признаются граждане РФ. Из числа избирателей исключаются иностранные граждане, а также лица без гражданства (впрочем, из этого правила имеются исключения). Наличие у гражданина РФ иностранного гражданства (двойного гражданство) не лишает его активного избирательного права. Закон допускает возможность участия иностранные граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, в местных выборах при условии заключения соответствующего международного договора. Российская Федерация заключила несколько подобных договоров:

– Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации от 18 мая 1995 г.;

– Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации от 13 октября 1995 г.,

Также, согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного Государства, предусматривается проведение выборов в Палату Представителей, на которых могут участвовать как граждане РФ, так и граждане Республики Беларуси независимо от того, проживают ли они постоянно в Российской Федерации или в Белоруссии. При этом выборы первого созыва депутатов Палаты Представителей не проводились и вряд ли состоятся в обозримом будущем. Указанный договор де-факто отменил положения ст. 18 Устава Союза России и Беларуси от 27 мая 1997 г., согласно которой граждане Беларуси, постоянно проживающие в РФ, наделяются правом участвовать в муниципальных выборах. В силу этого гражданам Белоруссии отказывалось в праве участвовать в местных выборах. Однако после смены руководства в ЦИК РФ ситуация изменилась кардинально: по мнению ЦИК РФ, п. 5 ст. 14 Договора о создании Союзного государства, устанавливающий равенство граждан Союзного государства, предполагает право белорусских граждан участвовать в местных выборах, тем более, что Республика Белорусь допустило российских граждан к голосованию на аналогичных выборах. В силу этого, следуя принципу взаимности, руководство ЦИК РФ в неформальном порядке потребовало включать белорусских граждан в списки избирателей. На наш взгляд, подобное решение должно быть официальным и основываться на конкретном положении международного договора (п. 5 ст. 14 такого четкого указания не содержит, тем более, что он допускает установление различий в правовом статусе граждан в законодательстве государств-участников).

Согласно требованиям возрастного ценза, активным избирательным правом наделяются граждане, достигшие 18 лет ко дню голосования. Если гражданин достигнет 18 лет ко дню голосования, но пока не является совершеннолетним, он все равно наделяется правами участвовать в избирательных действиях.

В России лишены избирательных прав лица, признанные судом недееспособными (так называемый ценз дееспособности или ценз психического здоровья). При этом надо иметь в виду, что лишение гражданина активного избирательного права связывается со вступлением в законную силу решения суда о признании его недееспособным. Признание гражданина судом ограниченно дееспособным ни коим образом не влияет на его статус в качестве избирателя.

Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, также лишаются избирательных прав (моральный ценз). При этом лишаются активного избирательного права только граждане, во-первых, приговоренные к реальному (а не условному) лишению свободы. Во-вторых, приговор должен вступить в законную силу. Лица, освободившиеся из мест лишения свободы, вновь признаются участниками избирательных правоотношений. Наличие у них судимости ни коим образом не влияет на их статус избирателя.

Ценз оседлости формально не установлен, но его положения все равно применяются. Так, на муниципальных выборах не вправе участвовать военнослужащие, находящие в воинских частях на территории муниципальных образований, если их место жительство расположено на территории другого муниципального образования – положения п. 5 ст. 17 Закона «Об основных гарантиях…».

Цензы пассивного избирательного права. В качестве таковых в Российской Федерации предусмотрены ценз гражданства, возрастной ценз, ценз дееспособности, моральный ценз, ценз оседлости и ценз неизбираемости.

Во-первых, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства.

Возрастной ценз пассивного избирательного права является повышенным по сравнению с цензом активного избирательного права (для избрания Президентом РФ необходимо достичь возраста 35 лет, для избрания депутатом Государственной Думы – возраста 21 года на день проведения выборов). Конституцией (уставом), законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Кандидатом в губернаторы может быть выдвинуто лицо, достигшее возраста 30 лет. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и на выборах главы муниципального образования. Кандидаты в депутаты местных представительных органов власти должны достичь 18 лет ко дню голосования на выборах. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

В конституционном праве возраст, по достижении которого можно участвовать в выборах, референдуме или занимать определенную должность . В настоящее время В.ц. для осуществления активного избирательного права в большинстве стран мира (в т.ч. в РФ) составляет 18 лет. В ряде стран он может быть несколько выше (21 год) или ниже (16 или 17 лет). В.ц. для осуществления пассивного избирательного права отличается гораздо большим разбросом: на выборах в общенациональные представительные органы - от 18 (ФРГ) до 40 лет (в верхнюю палату парламента Италии), а на выборах главы государства - от 30 (Колумбия) до 50 лет (Италия). В ряде стран устанавливается не только нижний, но и верхний барьер В.ц. Так, в Габоне, Казахстане (в РФ до 1993 г.) кандидат на пост президента страны должен быть не старше 65 лет. В.ц. устанавливается также для кандидатов на должности судей и министров.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ" в других словарях:

    Требование избирательного закона, согласно которому право участвовать в выборах, реформе или занимать определенную должность предоставляется лишь по достижении определенного возраста. В большинстве стран мира возрастной ценз для осуществления… … Финансовый словарь

    См. Ценз возрастной Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Возрастной ценз - см. Ценз … Энциклопедия права

    Возрастное ограничение на занятие определенной должности, вид деятельности. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ - в конституционном праве требование закона, согласно которому возникновение определенных прав (право участвовать в выборах, референдуме, занимать определенную должность и т.д.) обусловлено достижением определенного возраста. В настоящее время В.ц … Юридическая энциклопедия

    Ограничение по возрасту законодательная политика ряда современных государств по отношению к произведениям массовой культуры в основном, к фильмам, телепередачам и компьютерным играм и система рейтингов, непосредственно с ней связанная.… … Википедия

    возрастной ценз - в конституционном праве возраст, по достижении которого можно участвовать в выборах, референдуме или занимать определенную должность. В настоящее время В.ц. для осуществления активного избирательного права в большинстве стран мира (в т.ч. в РФ)… … Большой юридический словарь

    В избирательном праве, см. Цензы избирательные … Большая советская энциклопедия

    1) в широком смысле возрастное ограничение на занятие определенной должности, занятие определенным видом деятельности; 2) в конституционном праве требование закона, согласно которому возникновение определенных прав (право участвовать в выборах,… … Энциклопедический словарь экономики и права

В процессе анализа обеспеченности предприятия рабочей силой необходимо рассмотреть персонал предприятия по возрастному цензу и стажу непрерывной работы на данном предприятии. Для этого работающие по подразделениям предприятия группируются по возрасту и стажу работы в разрезе профессий. Такой анализ крайне необходим для своевременной подготовки кадров дли замены уходящих на пенсию работников и для планирования социального развития предприятия.  


ПРИНЦИП ПЕРСПЕКТИВНОСТИ КАДРОВ - необходимость выполнения следующих условий установление возрастного ценза для различных категорий должностей определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации состояние здоровья.  

При проведении сокращений численности целесообразно осуществлять их в первую очередь за счет лиц пенсионного возраста. Следует ввести возрастной ценз для руководителей отделов и лабораторий, а также для переизбрания на научные должности работников, не имеющих ученой степени. Необходимо отметить, что практика регулирования возрастной структуры в конкретных коллективах имеет дело не со статистическими совокупностями, а с кон-  

Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке , а также опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.  

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой , требования достаточно устойчивы во времени.  

В-четвертых, определенные, хотя и небольшие, изменения произведены в отношении льгот - почти все они ограничены 31 декабря 2000 г. Другой тенденцией, прослеживаемой при анализе существующих и предлагаемых льгот, является значительное сужение области действия некоторых из них. Например, при применении льготы по налогу на имущество, используемое исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет, снижен возрастной ценз - до 16 лет.  

Для заемщиков и поручителей устанавливается возрастной ценз от 18 до 70 лет при условии, что срок возврата кредита по договору наступает до исполнения заемщику 75 лет. При предоставлении кредитов на сумму, превышающую 100 дол. США (или рублевый эквивалент 100 дол. США), или на срок, не превышающий двух месяцев, максимальное ограничение по возрасту не устанавливается. Поручительство принимается от граждан в возрасте от 18 до 70 лет, при этом имеется в виду, что срок возврата кредита наступает до исполнения поручителю 70 лет.  

В нашей стране подобная подготовка специалистов организуется министерствами, частными организациями. Нередко она включает обучение в нашей стране, а затем его продолжение за рубежом, например в ФРГ, по согласованной программе. Как правило, возможность получения такого образования на предприятии ограничивается возрастным цензом.  

При рассмотрении гражданского дела, одной из сторон в котором является несовершеннолетний, объявленный в соответствии со ст. 27 ГК РФ эмансипированным, необходимо учитывать, что такой несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз (например, ст. 13 Закона РФ "Об оружии", ст. 19 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе"). Исходя из положений части третьей ст. 55 Конституции РФ, такое ограничение прав и свобод является допустимым.  

Работники в возрасте до 18 лет подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру . Законодательством Российской Федерации может быть установлен более высокий возрастной ценз для прохождения ежегодных обязательных медицинских осмотров.  

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ - возрастное ограничение на занятие определенной должности, вид деятельности.  

ЦЕНЗ ВОЗРАСТНОЙ - см. ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ  

Далее Эш отметил, что в фирме установлен возрастной ценз, по достижении которого все работники покидают свои посты, включая пост № 1. Это дает возможность кадровой службе за 2-3 года начать готовить замену. Подготовленные из резерва на замену работника, когда принимают от уходящего на пенсию бразды правления, уже в курсе всех дел. И часто даже коллектив не замечает происшедшей перемены. На пенсию отправляют не всех. Тех, кто сохранили потенциал здоровья, производственный и научный потенциал, фирма оставляет на работе, но в других амплуа - это могут быть должности советника, эксперта, инспектора и т.п. Как правило, эти люди работают уже со свободным режимом, с меньшей заработной платой , но одновременно получая уже пенсию.  

Зачем в фирме нужен возрастной ценз для менеджеров  

В "Сони" возрастной ценз президента - 65 лет. Но опыт управляющих, перешедших на пенсию, широко используется. Они работают советниками, инспекторами, экспертами. Присутствуют на совещаниях и собраниях с правом совещательного голоса. Часть ушедших на пенсию менеджеров находит себе работу в небольших фирмах и дочерних предприятиях "Сони".  

Весьма существенным фактором приема на работу является также возрастной ценз. Почему фирмы идут на этого рода дискриминацию при найме на работу Это объясняется желанием избежать убытков, связанных с расходами на найм и обучение новых работников. Рассмотрим ситуацию, когда на рабочее место претендуют два кандидата, каждый из которых, будучи принятым, обойдется работодателю в начальный период в сумму Z (найм и обучение). Первый при этом проработает в фирме два периода, а второй - три. Кого возьмет работодатель  

Возрастной ценз (молодой возраст, средний, пожилой, старческий)  

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ. 1. В широком смысле - возрастное ограничение на занятие определенной должности, занятие определенным видом деятельности . 2. В конституционном - требование закона, согласно которому возникновение определенных прав, к которым относится право участия в выборах, референдумах и иное, происходит при достижении определенного возраста. В настоящее время в большинстве стран мира (в том числе в РФ) возрастной ценз для осуществления активного избирательного права составляет 18 лет. В некоторых странах этот возраст несколько выше - 21 год, или, наоборот, ниже - 16-17 лет. Возрастной ценз для осуществления пассивного избирательного права отличается гораздо большим разбросом и составляет (на выборах в общенациональные представительные органы) от 18 лет (Германия) до 40 лет (Италия), а на выборах главы государства от 30 (Колумбия) до 50 лет (Италия). В некоторых государствах установлены не только нижние, но и верхние возрастные барьеры. Например, в Казахстане кандидат на пост президента страны не может быть старше 65 лет. Возрастной ценз устанавливается также для кандидатов на должности судей, а в отдельных странах - и на должности министров.  

Применение принципа перспективности в подходе к комплектованию резерва означает установление возрастного ценза для определенных категорий должностей или учета времени, остающегося до наступления пенсионного возраста, и состояния здоровья, определение необходимого периода работы в должности, требование систематического повышения квалификации, наличие инновационного потенциала.  

Возрастной ценз - какой возраст приемлем для поддержания имиджа вашей фирмы (в отдельных случаях поддержанию имиджа способствует привлечение только молодых и энергичных, в других - солидных опытных профессионалов). Возрастной ценз - характеристика в достаточной мере  

На многих африканских предприятиях для найма менеджера, помимо образовательного и опытного, действует возрастной ценз претендент-африканец должен быть не моложе 40 лет.  

Принцип перспективности основывается на учете следующих условий V установление возрастного ценза для различных категорий должностей V определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы  

Требования к судье. Судьей может быть только гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. К этому приравнивается стаж преподавателя юридических дисциплин, а также не требующая юридического образования работа на определенных должностях в государственных и муниципальных органах. Для судей вышестоящих судов (например, арбитражных судов округов) установлен более высокий возрастной ценз и более продолжительный стаж работы.  

Совершенствование социальн о-д емографи-ческой структуры производственного коллектива. В этом разделе планируют и рассчитывают показатели общая численность работающих, в том числе по категориям и возрастному цензу численность рабочих , занятых высококвалифицированным трудом, квалифицированным трудом, малоквалифицированным трудом и неквалифицированным трудом средний тарифно-квалификационный разряд рабочих массовых профессий образование рабочих по категориям подготовка и повышение квалификации работников текучесть кадров по предприятию, в том числе коэффициенты текучести по основным профессиям и в разрезе отдельных цехов и структурных подразделений предприятия и другие.  

Все работники "Хитачи" уходят на пенсию в 65 лет. Этот возрастной ценз не касается только директоров. Некоторые работники, получив пенсию, продолжают работать, но в этом случае их заработная плата снижается примерно на треть. Размер выходного пособия , выдающийся уходящему на пенсию, зависит от разряда и от трудового стажа в фирме. Ушедшие на пенсию не порывают с фирмой, они остаются членами клубов и являются участниками праздничных мероприятий в фирме.  

Интересная ситуация, связанная не столько с мягкими и жесткими подхода чи в управлении, сколько с наличием возрастного ценза на занятие определенных должностей, также заставляет пас обратигься к примерам и выводам.  

Главным среди других был Закон о пенсионном обеспечении , введенный в июле 1956г., который затронул интересы миллионов людей. Размер пенсий зависел от стажа работы и возраста. Мужчины могли уйти на пенсию в возрасте 60 лет при 25-летнем стаже работы , женщины - в 55 лет при 20-летнем стаже (это было гораздо ниже возрастного ценза, установленного в большинстве западных стран).  

Вас не должно удивлять, что одно время я был горячим поклонником азартных игр. В конце концов , разве игра на деньги не лучший способ сделать деньги Поскольку я родился и вырос в Луисвилле, штат Кентукки, то рано познакомился с лошадьми. Тогда в городе было три ипподрома, два - для породистых лошадей и один - для обычных (иноходцев и рысаков). Мне удавалось играть на скачках с раннего возраста, так как администрация никогда не следила за соблюдением возрастного ценза (21 год и старше) для тех, кто делал ставки. Поэтому большую часть студенческих летних каникул я проводил на местных ипподромах. Ставить на лошадей у меня получалось с тем же успехом, что и торговать акциями строго безрезультатно.  

Основпая группировка по нашему плану должна была дать колебания средней квалификации в зависимости от всех трех изучаемых факторов - возраста, стажа и образования. Для этого материал был сначала разбит на возрастные группы (8 групп), затем в пределах каждой группы -на подгруппы по профессиональному стажу (13 групп), далее эти подгруппы были разбиты на еще более мелкие группы по образовательному цензу (11 групп), и уже только для этих последних была исчислена средняя квалификация в тредах. Но столь дробная группировка даже прн  

Таким именно образом и получена графа 9. Конечно, выше подчеркнутая предпосылка о всех прочих равных условиях не вполпе достигается предложенным нами методом нормализации. Во-первых, для его применения нам пришлось некоторые наиболее малочисленные группы карточек вовсе отбросить, а во-вторых, пользуясь методом взвешивания по среднему числу наблюдений для всех групп, мы изменяли этим удельный вес в каждой строке и в каждом ее плене не только тех коэффициентов, которые мы сознательно хотели привести к известному среднему стандарту, например среднему возрасту или стажу, в табл. 4, по и тех, которые в этой таблице оставались вне поля нашего наблюдения, например образовательный ценз. Однако пробные проверки масштаба вытекающих отсюда уклонений показали нам, что они не слишком значительны. Так, в табл. 5, где для нормализации пришлось отбросить наибольшее число карточек, а именно 499 из 2602 4, средний образовательный ценз по 2602 карточкам был 2,39 года, после отбрасывания 499 карточек он повысился до 2,44, а взвешенный иначе, после нормализации, он снова понизился до 2,4 года. Такие отклонения при нашей точности первичных наблюдений пе стоит учитывать. Правда, в отдельных возрастных группах эти отклонепия достигали, вероятно, и более заметных величин, но в общем в качестве первого приближения наш метод выявляет, по-видимому, все же, несмотря на указанные его дефекты, с достаточной определенностью искомые закономерности.  

На основании имеющихся в нашем распоряжении статистических материалов мы оцениваем средний школьный ценз наших рабочих в 3--.4 года. При таком цензе квалификация и оплата грамотных рабочих повышается, по нашим расчетам, процентов на 40 по сравнению с неграмотными ". Исходя из этой нормы и вычислив по коэффициентам грамотности (табл. 5) и возрастно-нолового состава (табл. 4) среднюю грамотность рабочих обрабатывающей промышленности за весь изучаемый период, получим такие ряды (табл. 6)н.  

И др. церковными актами возрастной ценз для поставляемых в разные степени священства, для назначаемых или избираемых на нек-рые церковные должности, для принимающих монашеский постриг, а также для восприемников при крещении и для вступающих в брак.

Служение на разных степенях священства предполагает разный минимально необходимый возраст для поставляемых. Связано это с тем, что для иерархического служения необходимы зрелость ума, твердость убеждений, жизненный опыт, к-рые предполагают достижение определенного возраста. Прав. 14 Трулльского Собора устанавливает минимальный возраст ставленника в диакона - 25 лет, а в пресвитера - 30 лет: «...дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился и начал учити. Подобно и диакон прежде двадесяти пяти лет... да не поставляется» (ср.: Неокес. 11; Карф. 16(22); IV Всел. 15). В 15-м прав. Трулльского Собора указывается минимальный возраст иподиакона - 20 лет, а также устанавливается прещение для клириков, не достигших К. в.: «Аще же кто, в какую бы то ни было священную степень поставлен будет прежде определенных лет, да будет извержен».

О возрасте лиц, поставляемых в епископа, каноны умалчивают. «Апостольские постановления» предусматривают для кандидата в епископа 50-летний возраст (Const. Ap. II 1. 1). В «Номоканон XIV титулов» внесено положение из 123-й новеллы имп. св. Юстиниана I, к-рая устанавливает для кандидата на высшую иерархическую степень 35-летний возрастной ценз (Novell. Just. 123. 1. 1), в исключительных случаях - 30-летний (Ibid. 137. 2; Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 1. Σ. 65-66).

О возрасте поставляемых в чин чтецов в канонах также ничего не говорится. 123-я новелла имп. св. Юстиниана дозволяет поставлять в чтеца не ранее 18 лет (Novell. Just. 123. 13).

В России в синодальный период возрастной ценз был определен только в отношении ставленников, не имевших школьного духовного образования, выпускники же духовных школ поставлялись до достижения К. в. при отсутствии иных канонических препятствий. По действующему Уставу Русской Православной Церкви во диакона и пресвитера можно рукоположить лиц, достигших гражданского совершеннолетия (Устав РПЦ, 2000. XI 24); кандидаты епископства должны быть не моложе 30 лет (Там же. X 10). Устав определил также возрастной ценз для кандидата в патриархи - 40 лет (Там же. IV 17).

К. в. для принимающих монашеский постриг - 17 лет (VI Всел. 40; ср.: Вас. Вел. 18). При этом для приготовления к постригу дозволяется принимать 10-летних подростков (VI Всел. 40). В России в синодальную эпоху постриг мужчинам разрешался не ранее 30 лет, а женщинам - 40 лет. Отступления допускались с позволения Святейшего Синода. Этот возрастной ценз не распространялся на учащихся духовных семинарий и академий, которые могли принимать постриг в 25 лет, а также на вдовых священников. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в определении от 13 сент. 1918 г. «О монастырях и монашествующих» снизил возрастной ценз для постригаемых до 25 лет. Для пострига послушника в более раннем возрасте, согласно определению Собора, требовалось благословение епархиального архиерея. Архиерейский Собор 2000 г. принял определение: «Для улучшения духовной подготовки к постригу и повышения ответственности лиц, его принимающих, признано необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении 30 лет, за исключением студентов Духовных школ и вдовых священнослужителей» (Определение Юбилейного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви // ЖМП. 2000. № 10. С. 14). По существу это возвращение к практике синодальной эпохи, за исключением того, что устанавливается одинаковый К. в. для монашеского пострижения мужчин и женщин.

К. в. установлен для восприемников при крещении. По указу Святейшего Синода от 23 мая 1836 г. восприемниками могут быть лица не моложе 17 лет (2 ПСЗ. Т. 11. Ч. 1. № 9209). Эта норма остается действующей и в наст. время.

Для вступления в брак также существуют определенные возрастные границы, причем в отличие от рукоположения, пострига и восприемничества не только нижняя, но и верхняя. В «Эклоге» императоров Льва III Исавра и Константина V Копронима для вступающих в брак определен возраст: 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин (Eclog. 2. 1), а в «Прохироне» имп. Василия I Македонянина этот возрастной ценз снижен на год - соответственно 14 и 12 лет (Proch. IV 3, 5). Оба этих источника вошли в слав. Кормчую книгу . Стоглавый Собор 1551 г. установил норму: брачный возраст для мужчин - 15 лет и для женщин - 12 лет (Стоглав. 18 // Российское законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 2. С. 287). На практике для России с ее сев. климатом, задерживающим физическое созревание подростков, этот возраст был недостаточен. В XVIII в. минимальный К. в. для невест был увеличен до 13 лет. Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г. запрещено было венчать браки, если жениху нет 18 лет, а невесте - 16 лет (2 ПСЗ. Т. 5. Ч. 1. № 3807). Этот указ не отменял прежний брачный К. в.; т. о. установились 2 возрастные границы для заключения брака. В практике утвердилось правило, согласно к-рому брак, заключенный до достижения мужчиной и женщиной 15 и 13 лет соответственно, считался недействительным и подлежал расторжению. Недостижение же супругами возраста 18 и 16 лет считалось препятствием лишь запретительным, а не расторгающим. Таких супругов разлучали до достижения К. в., если последствием их брачного сожительства не были беременность или рождение ребенка. В совр. практике РПЦ таинство Венчания совершается над супругами, достигшими гражданского совершеннолетия.

В церковном брачном праве установлен также высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает такой предел для вдов - 60 лет, для мужчин - 70 лет (Вас. Вел. 24, 88). В 1744 г. Святейший Синод запретил вступать в брак лицам старше 80 лет (ПСЗ. Т. 12. № 9087). Особам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разрешение архиерея (см. подробнее в ст. Брак). Верхняя возрастная граница действует также применительно к вступающим в 3-й брак. Такой брак допускается лишь как послабление и подвергает вступивших в него каноническим прещениям (Вас. Вел. 50). К супругам предъявляются более строгие требования. Для вступления в 3-й брак требуется 2 условия - возраст до 40 лет и отсутствие детей.

Прот. Владислав Цыпин

Возрастной ценз, возрастное ограничение - это что

Возрастной ценз (возрастное ограничение) ― ограничение, связанное с возрастом гражданина, которое состоит в запрете осуществлять какую-либо деятельность до достижения определенного количества лет.

Довольно долгое время относительно термина «возрастной ценз» в ученой среде идут споры. Связано это с тем, что, по мнению теоретиков, данное ограничение противоречит ценностям демократического общества. Например, возможность занять президентский пост появляется только после достижения гражданином 35 лет. В противовес оппонентам законодатель подчеркивает, что возрастной ценз распространяется на всех граждан в конкретной возрастной категории, то есть принцип равноправия никоим образом не нарушается. Кроме того, если, к примеру, голосовать можно с 18 лет, то данное правило не исключает возможности молодежи до 18 лет иным образом участвовать в политической жизни общества.

Если проследить тенденцию российского законодательства, то можно выявить, что возрастной ценз имеет свою специфику в различных отраслях права. Например, несмотря на то что общая дееспособность возникает с 18 лет, граждане, которые получили ее, например, в 17 лет в силу занятия предпринимательской деятельностью, также будут иметь весь комплекс прав и обязанностей.

Кроме того, можно проследить еще одну тенденцию законодателя: склонность к увеличению возрастного ценза в некоторых сферах. Это касается, в частности, вопроса продажи алкоголя. На сегодняшний день алкоголь вправе покупать граждане, достигшие 18 лет. Однако в Государственную Думу РФ постоянно вносятся инициативы о поднятии данного порога до 21 года.

Еще одним актуальным вопросом в сфере ценза по возрасту являются трудовые отношения. Несмотря на то что ТК РФ предусматривается общий возрастной период для начала и окончания трудовой деятельности (с 16 лет до достижения пенсионного возраста), очень часто при приеме на определенную должность в требованиях к ней указывается ограничение в виде возраста: допустим, мужчины не старше 40 лет. На самом деле это противоречит действующему законодательству. Но не все спешат обращаться за защитой своих прав ― чаще просто уходят искать другую работу.

Не знаете свои права?

Где применяется возрастной ценз

Сферы применения возрастного ценза весьма разнообразны. Мы остановимся на некоторых из них более подробно.

  1. Конституционное право. В данной отрасли возрастной ценз применим в следующих случаях:
  • Для электората в процессе выборов. К голосованию на президентских и иных выборах в РФ допускаются граждане, которые достигли 18 лет. То же условие касается и референдумов.
  • При замещении должностей муниципальной/государственной гражданской службы. Например, президентом РФ может стать гражданин, достигший 35 лет.
  • Семейное право. В данном контексте возрастной ценз стоит рассматривать как достижение определенного возраста для:
    • вступления в брак ;
    • выплаты алиментов (например, трудоспособные дети, которые достигли 18 лет, обязаны обеспечивать нетрудоспособных родителей);
    • усыновления детей;
    • установления опеки и попечительства и т. д.
  • Гражданское право. Пожалуй, это одна из самых важных отраслей для возрастного ценза. Именно в гражданском законодательстве определяется момент, с которого человек становится дееспособным, то есть получает комплекс прав и несет ответственность по своим обязательствам (подробнее см. в статье "С какого возраста наступает совершеннолетие в России ").
  • Уголовное и административное право. В данных отраслях ценз касается возраста наступления ответственности за совершение административных правонарушений и преступлений (16 лет). Однако в УК РФ есть оговорка: за совершение некоторых преступлений отвечать подлежит уже с 14 лет (подробности см. в статье "С какого возраста наступает уголовная ответственность ").
  • Таким образом, понятие возрастной ценз стоит рассматривать в контексте области, к которой он применим. В РФ законодатель придерживается правила о том, что при достижении 18 лет гражданин получает весь комплекс прав и начинает нести ответственность за свои действия. При этом следует иметь в виду, что из каждого правила существуют исключения.