Роль сми в современном обществе и в формировании общественного мнения. Влияние сми на общество Какое влияние оказывает сми на общество

Коваленко Антон Олегович

Очкова Екатерина Александровна

студенты 2 курса, факультет стандартизации, химии и биотехнологии, ФГБОУ ВПО «МГТУ», РФ, г. Магнитогорск

Подольская Инна Александровна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры политологии и социологии ФГБОУ ВПО «МГТУ», РФ, г. Магнитогорск

Е- mail : inna . podolskaya @ inbox . ru

На сегодняшний день динамика роста объема информации стремительно увеличивается. Информации отводится очень значимое место в современном мире, что не было в традиционном обществе. Привычным делом для большей части населения является просмотр новостей по телевидению, интернету, а также чтение газет и радио.

СМИ не только извещает нас об изменениях в мире, но также оказывает то или иное влияние на наше сознание, мировосприятие и формирование ценностей. Больше всего под влияние попадает молодое и пожилое поколение, так как молодое поколение более мобильное и восприимчивое к новациям, а пожилое поколение более доверчиво. Современная молодежь не представляет жизни без мобильной связи и интернета, а люди преклонного возраста без телевидения и газет, а ведь все это - часть огромной медийной информационной системы. А всей ли информации от СМИ можно верить?

Совершенствование технических возможностей СМИ значительно расширило масштабы манипуляции массовым сознанием, которое без труда поддается влиянию . Значительная масса людей не имеет собственного мнения, поскольку не приспособлена к теоретическому мышлению, поэтому в результате любая информация из СМИ воспринимается как «правда» и не ставится под сомнение, чем безгранично пользуется телевидение и информационные интернет-сайты. Нужно отметить, что сегодняшние СМИ утратили воспитательную функцию, а стали больше уделять внимание только функции развлечения. Развлекательные программы, сентиментальные сериалы, жесткий юмор - основной спрос потребителей. Многие телеканалы функционируют под лозунгом «зрителям не нужно то, что пробуждает разум и двигает к новым идеям». Получается, что СМИ во многом контролирует наше мировосприятие и направляет нашу жизнь в примитивное русло.

Новые технологии в развитии СМИ несут в себе как положительную, так и отрицательную функцию. Благодаря СМИ «раздвигаются стены квартир до границ планеты». СМИ обеспечивает быструю доставку свежих новостей, просвещает нас о происходящих событиях в мире, дает нам предупреждения о чем-либо, а также снимает социальную напряженность.

Но, мы считаем, что негативного влияния СМИ гораздо больше. Так, например, очень часто мы сталкиваемся с пропагандой на телевидении свободных отношений, что не является нормой во взаимоотношениях между людьми и не ведет к созданию полноценных и прочных семей, а наоборот, разрушает семейные ценности. Не стоит забывать, что семья - это первичная группа, в который мы социализируемся и начинаем осознавать себя полноценной личностью. Разрушение семьи ведет к деградации личности. Популяризация свободных отношений приводит к быстрому росту числа венерических заболеваний.

Постоянно увеличивается количество фильмов, показывающих агрессию, насилие и жестокость. По времени, отведенному на эфир, криминальная хроника занимает одно из главных мест на телевидении. Ежедневно мы слушаем про трупы, перестрелки, захваты и ограбления с насильственным характером. Ученые доказали, что новости с изобилующей информацией про погибших и трупы действительно пользуются популярностью, причем чем больше смертей, тем больше новость вызывает обсуждение и ажиотаж среди зрителей. Люди сами показывают потребность в криминальных новостях, на чем и играет СМИ, пробуждая в людях злобу, а также чувство катастрофизма. В 2003 году глава МВД Борис Грызлов высказал в эфире телеканала НТВ свое отношение к криминальным передачам: «Чрезмерное насилие на экранах ведет к насилию в жизни. Я не сторонник сокрытия преступлений от общества, безусловно, каждый имеет право знать и понимать реальную ситуацию. Я говорю только об одном - делать насилие зрелищем - не лучший способ зарабатывания денег, когда-нибудь оно может коснуться каждого». Из его слов можно понять, что почти все время в эфире предоставлено криминальным передачам, что увеличивает рейтинг телеканала. По нашему мнению, СМИ стандартизируют взгляды людей и их поведения, вырабатывая тем самым единообразие их реакций

СМИ - мощный регулятор общества с целью навязывания ему своей позиции. СМИ недаром называют четвертой властью, но, в некотором роде, ее можно назвать и первой властью, ведь именно у СМИ преобладающее влияние над обществом. Некоторые исследователи массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе «медиократии» - власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.

Хотелось бы коснуться еще одного аспекта влияния СМИ на общественное сознание. Долгое время самой популярной новостью остается конфликт на Украине. Начнем с того, что в каждой стране одно и то же событие преподносят гражданам по-разному, вследствие чего может искусственно создаваться и усугубляться конфликт между населением разных стран. С помощью СМИ мы составляем для себя психологический и политический портрет государственного деятеля, партии, государства, страны. За последнее время в США и Европе резко усилились русофобские настроения. В россиянах видят «неотесанных варваров, готовых в любую минуту разрушить все то, что существует на Западе».

Стоит отметить тот факт, что СМИ не оберут на себя ответственности за ту информацию, которую они распространяют. Получается, что сегодня каждый может публиковать любую информацию, как правдивую, так и лживую. Искажение информации - это нормальное явления для мировых СМИ.

В последнее время очень много информации поступает в связи с предстоящим празднованием Дня Победы. Многие западные лидеры не стесняясь пересматривают итоги Второй мировой войны. Например, глава МИД Польши Гжегож Схетына заявил, что Освенцим освобождали украинцы, а не советская армия, и День Победы нельзя отмечать в Москве, так как война там и началась. Премьер министр Украины Арсений Яценюк говорит о том, что именно Украина - страна победительница во Второй мировой войне и так далее. Конечно, это вызывает неприязнь у россиян, однако у граждан своих стран - гордость за свое государство.

СМИ, преподнося политические и экономические новости, пользуются фрагментарным методом распространения информации. Фрагментарная подача информации, дробленая подача информации, придает видимость ее разносторонности, но не дает сформировать целостность картины происходящего. Получается, что это еще один вид манипуляции над гражданами, который затемняет одни события, отвлекая другими событиями. Такая подача информации уменьшает интерес слушателя к событиям экономики и политики, вызывая апатию.

Приведем несколько примеров исследований. Томский институт информационных технологий в 2006 году провел исследование на тему «Влияние СМИ на молодежь». Получилось, что 27 % студентов среди приоритетных качеств по отношению к СМИ выделяет достоверность, а самым популярным источником информации для 79,1 % студентов является телевидение . Интересное исследование провела Э. Ноэль-Нойман на основе эмпирических данных, доказав, что средства массовой информации формируют предполагаемую «повестку дня», то есть представления индивида о том, «что обсуждают другие» . По данным фонда общественного мнения, 90 % россиян узнают о последних событиях по телевидению, и только 18 % - из сообщений прессы . Известное высказывание Уинстона Черчилля о том, что «кто владеет информацией, тот владеет миром» можно перетрактовать, как «кто владеет СМИ, тот может контролировать людей».

Исходя из выше сказанного, можно выделить самые основные функции СМИ: информационная, в малой степени образовательная, функция социализации и критики, мобилизационная функция. На наш взгляд СМИ нуждаются в медиаобразовании. По нашему мнению, куда более респектабельно сделать упор на функции просвещения и образования. Главное, чтобы эти функции привлекали общество к науке, развивали грамотность населения и формировали правильные ценности.

Список литературы:

  1. Жилаеская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. - 270 с.
  2. Ноэль-Нойман Э. 1996. Общественное мнение. Открытые спирали молчания. М., 1996. - 56 с.
  3. Фонд общественного мнения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://katpop.narod.ru/ (дата обращения 4.04.2015).
  4. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Фрейд 3. Избранное. Т. l.L: Academic Press, 1969. - 275 с.

В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ. СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением - наиболее велика.

Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы влияния СМИ. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют «прямые», непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Положительное влияние СМИ.

Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно - на приятное и неприятное, но по мере «роста» информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, телевидение, радио, а в последнее время Интернет и реклама. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: телевидение, интернет и реклама (это связано с «эффектом присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией, воспринимающей информацию). СМИ через воздействие на общество в целом влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия (в данном контексте мы говорим о положительном влиянии СМИ, хотя это влияние может быть и противоположным). Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.

Все большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, т.к. несет в себе оттенки трех функций - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса).

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.

Отрицательное влияние СМИ.

Задача СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Одним из отрицательных воздействий является - пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ «подается» информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно «грубым» и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями. Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Это в последствие ведет к формированию стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют сообщение, т.е. особым образом «подводят» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы, у молодежи зачастую благодаря подаче СМИ складывается мнение о невозможности влияния на свое будущее, незаинтересованности властей в будущих кадрах и др. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время как под воздействием телевизора, радио и др.факторов, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.

Таким образом, человек глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения.

В зависимости от физического состояния, психика, т.е. душевное состояние человека, находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой.

В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек индивидуален, по-своему существует в обществе, в семье, личной жизни, у него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь со всем миром через СМИ, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. К примеру, смотря телевизор, в мышлении человека создается образ идеального человека. У одних это смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других -- политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактеры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводя человека в некое гипнотическое состояние).

Введение

Глава 1. Понятие СМИ

§1. История и понятие СМИ

§2. Виды СМИ

§1. Культура СМИ

Заключение

§1. История и понятие СМИ

Сегодня человечество живет в век высоких информационных технологий, благодаря чему информационная образованность и осведомленность общества становится повседневной, почти обыденной.

Человек каждый день получает массу новой информации, порой даже не задумываясь о ее источнике - телевидение, радио, печатная продукция, реклама, интернет - все это источник той или иной информации, которая ежедневно оказывает влияние на выбор человека - начиная от того, какой йогурт он съест на завтрак, заканчивая выбором главы государства.

Согласно Федеральному закону "О средствах массовой информации" от 06.06.1995 № 87-ФЗ, массовая информация - это "предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы". Другими словами - это любая информация, к которой можно свободно получить доступ на территории государства, установившего этот закон. Но, к примеру, книга, разговор на кухне, или запись детского утренника не являются таковой. В чем же разница? Согласно этому же закону, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Таким образом, можно сказать, что Средcтва массовой информации (сокращённо СМИ, также могут быть определены как Масс-медиа) - это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации и имеют при этом следующие признаки:

Массовость (1000 и более экз. для газет, журналов и рассылок);

Периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

Принудительность: один источник сигнала предполагает наличие большой аудитории.

Естественно, законодательно существуют различные формы ограничения в использовании СМИ, недопустимости злоупотребления в использовании СМИ, например, не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Все это оговаривается в законе и соответствующих подзаконных актах.

Другими словами, в вещании СМИ разрешено все, что не запрещено. Но для того чтобы получить статус СМИ, информационное издательство проходит проверку, получает лицензию и т.п. Стать источником массовой информации не так просто. За относительно еще недолгой историей телевидения, долгое время основным СМИ была печатная продукция. Можно сказать, что история СМИ началась с первого печатного информационного листка. А точнее, с середины 15 века, когда Гуттенберг запустил свой печатный станок. Первым изданием были религиозные и церковные книги. Но одновременно с ними стали появляться рукописные торговые листки, а затем печатные бюллетени, содержавшие вначале коммерческую информацию или объявления. Довольно быстро в Европе появились прообразы бюро новостей. Эти бюро поставили на поток распространение печатной продукции рекламного характера. Владельцами таких бюро становятся хозяева типографий, предприимчивые почтмейстеры крупных конно-почтовых станций. В то время на перекрестках торговых путей можно было получить не всегда достоверную, но самую разнообразную информацию: об урожае, о ценах на товары, о погоде, о моде, о безопасности на дорогах, о ходе военных действий и много другой разнообразной информации. В торговых портах, на рынках, почтовых станциях аккумулировалась информация, там был источник новостей, там была жизнь.

Россия тоже стремилась не отставать, а в чем-то даже и подражать западным соседям. Первая российская газета "Куранты" (второе название "Вестовые письма") появилась в 1621 году. Но она была рукописной, а кроме того, это была "газета наоборот", поскольку не предназначалась для широкого читателя. Да образованный круг читателей в России того времени был очень узок. Источником информации для "Курантов" служили доклады послов, торговых и прочих деловых людей, а также специально направленных за границу "дозорных людей" - своего рода спецкоров, задачей которых было узнавать о военных и мирных событиях в Европе. Первыми специальными корреспондентами в истории российских СМИ были Кузьма Симонов, Василий Гусев, Петр Крузиорн и Гебдон.

Появившаяся в 2 января 1703 года газета "Ведомости" ("Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах") являлась государственным изданием. Тот факт, что газета вышла в свет согласно указу Петра I, существенно отличал ее от зарубежных СМИ, которые возникали по частной инициативе и служили не государственным, а в основном торгово-коммерческим частным целям. Первым русским репортером принято считать Якова Синявина. Синявин начал работать в "Ведомостях" в 1719 году, и сразу же появились его сообщения об успехах российской экономики, яркие репортажи из провинции. Также интересен тот факт, что первым распространителем газеты стал 17-летний солдат Вася Татищев, будущий автор "Истории государства российского", исследователь Урала, крупны ученый-энциклопедист.

И все-таки журналистика, как и все западное в то время в России, возникла не естественным путем как осознанная необходимость, а "сверху" как элемент государственной политики. И предназначалась эта новая отрасль поначалу лишь для пропаганды и разъяснения реформ государя. Государственные институты, созданные Петром, и феодальное общество России на тот момент времени только-только созданные еще не нуждались в регулярном обмене информацией через газеты. Им вполне хватало деловой переписки. Не было потребности и в научных журналах, которые к тому времени уже существовали в Великобритании и Франции, потому как образованность в России среди основной части населения была практически нулевой. Можно сказать, что полноценные средства массовой информации начали появляться в России только в начале 18 века. Первое время они были малозаметны и маловлиятельны, но постепенно набрали силу и стали играть заметную роль в жизни страны и общества. Около полувека государство при посредничестве Академии Наук держало монополию на газеты и лишь к концу 50-х годов 18 века появилось первое частное издание.

Как результат, вследствие создания газет появились информационные агентства печати. Первые агентства возникли в первой половине 19 века. Основоположником можно считать француза Гаваса, в 1835 году основавшего Бюро по обеспечению газет информацией. Это бюро просуществовало более 100 лет. В 1851 году сотрудник Гаваса Юлиус Поль Рейтер создал в Лондоне поныне существующее агентство Рейтер. Другой сотрудник Гаваса Бернард Вольф в 1849 году основал в Берлине агентство печати под "Телеграфное бюро Вольфа".

Русское телеграфное агентство, получившие название из-за распространения телеграфа (РТА), было создано 15 лет спустя, в 1866 году. Агентство получило разрешение иметь свои бюро в разных городах, издавать свои бюллетени телеграмм и продавать их.

Все российские агентства были частными предприятиями и принадлежали крупным издателям - Краевскому, Суворину, Нотовичу, Трубникову. Их телеграфные агентства снабжали полученной информацией почти все провинциальные и многие столичные газеты. Всю необходимую информацию, в том числе новости, агентства, как правило, черпали из газет своих владельцев, а провинциальные газеты в свою очередь, были вынуждены повторять голоса столичной прессы.

В 70-80-годы 19 века в прессу приходят люди далекие от журналистики в частности и от литературы вообще - купцы, банкиры, дельцы, авантюристы. Газеты пестрят сплетнями и пересудами, многие печатают частные объявления, биржевые таблицы, коммерческую рекламу. Большинство материалов публиковалось без подписи, а целый ряд новостей начинался словами "по слухам".

В конце 19 века в России были уже и массовые, и общественно-политические, информационные и специализированные издания. Большинство ежедневных газет старались максимально возможно достоверно информировать читателей о событиях внутренней и международной жизни.

"В то время частные объявления, реклама и справки становятся обычным делом в газетах и приносят им значительные доходы. Большинство коммерческих изданий ведут активную конкурентную борьбу за читателя, всячески стараются привлечь его внимание: бесплатными приложениями, оказываемыми услугами подписчикам, премиями в виде книг. Печатная пресса - это Клондайк того времени. Читатель, еще неискушенный, неопытный и наивный поглощал все с необычайным интересом. " Российские издательства не стояли на месте и заимствовали приемы западных коллег. В частности, популярны становится публикация криминальных материалов и судебных очерков, в газетах появляются сенсации и необычные репортажи, так называемые "материалы человеческого интереса". Особое место занимают фельетоны и короткие рассказы. Они становятся весьма популярными жанрами газет и журналов.

Постепенно изменилось и содержание газетных полос, более политизировалось, так как внутренняя и внешняя политика стали главным содержанием ежедневной печати. Изменился стиль изложения материала, верста газет, изменился формат газеты.

По-прежнему ряд острых тем были запретными для печати, и в первую очередь освещение рабочего движения. По словам редактора "Русского слова" Дорошевича, существовало около 13 тысяч циркуляров по этому поводу. Русско-японская война 1904-1905 годов позволила цензуре ужесточить свой контроль над прессой. Лишь революция 1905 года вынудили правительство пойти на уступки.

После октябрьской революции по декрету СНК от 18 ноября (1 декабря) 1917 года существовавшее тогда Петроградское Телеграфное Агентство (ПТА) было преобразовано в Центральное информационное агентство при СНК. Местные Советы в духе революционного времени были обязаны пользоваться информацией ПТА для публикации в своих органах, а не имевшие их должны были организовать специальные бюллетени с телеграммами ПТА.

7 сентября 1918 года было образовано Российское телеграфное агентство (РОСТА), которое являлось центральным информационным органом Советского государства. РОСТА было создано путем присоединения Бюро печати при ВЦИК и Петроградского телеграфного агентства. В РОСТА влились все существующие на тот момент советские информационные агентства. Основной задачей РОСТА было обеспечение партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о событиях на фронтах гражданской войны.

Со временем РОСТА стало крупным издательским учреждением, издающим вестники, бюллетени, стенные газеты в помощь губернским и уездным изданиям. В годы гражданской войны работники РОСТА участвовали в деятельности многочисленных агитпоездов и агитпароходов, выпускали листовки, плакаты, многотиражные газеты. Наиболее известны своими карикатурами и острыми забавными стихами так называемые "Окна РОСТА" (Окна сатиры РОСТА), с которыми активно сотрудничали Черемных, Маяковский, Демьян Бедный, Мор и другие. Это был самобытный вид агитационно-массового искусства, возникшего в 1919-1921 годах и являвшийся одной из форм формирования общественного мнения.

В первое время своего существования РОСТА, помимо своей непосредственное информационной деятельности, занималось и распространением периодических изданий. С созданием в 1919 году Центропечати (позднее преобразована в Союзпечать), эти функции из РОСТА ушли.

После окончания гражданской войны агентство несколько раз меняло ведомственную принадлежность: в декабре 1920 года РОСТА было подчинено Главполитпросвету, в сентябре 1922 года - передано ВЦИК, в 1925 году - подчинено СНК РСФСР, в 1935 его функции были переданы Телеграфному агентству Советского Союза (ТАСС).

Тем не менее все это время печатные СМИ не были подчинены какому-либо одному универсальному закону, который бы упорядочил деятельность, способы и методы влияния СМИ на общественную жизнь. В почдинение этому закону вошли уже существующие радио и телевидение как способы СМИ.

Официальное юридическое начало истории российских СМИ - Закон РФ "О средствах массовой информации", принятый 27 декабря 1991 года, закрепивший общие принципы свободы массовой информации, а также новый механизм организации и деятельности СМИ.

Однако СМИ не были бы СМИ, а зрители не получали бы требуемой информации, если бы эти принципы соблюдались в полной мере. Есть ведь одно большое НО: СМИ по природе своей склонны к манипуляциям. Хотя бы по причине собственной встроенности в систему массовых коммуникаций. Одно из известных определений СМИ гласит: "самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения". Значит, институт СМИ в общем и телевидения в частности можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как социальное средство общения, а во-вторых, как бизнес живущий по специфическим законам, но по основным показателям ничем не отличающийся от любого другого.

В истории зарубежного, равно как и отечественного телевидения, прослеживается несколько этапов. Первый этап является экспериментальным, на котором главными фигурами выступают изобретатели и инженеры. Второй - этап начала и становления регулярного вещания на стандартах, близких к сегодняшним, поиск оптимальных организационных форм и распространение телеприемников среди населения. Третий этап характеризуется превращением телевидения в главное средство массовой информации и господством в эфире той или иной страны нескольких крупных общенациональных программ. Ряд государств вступил в четвертый, современный этап - время "телеизобилия", внедрения спутникового и кабельного ТВ, дробления некогда единой телеаудитории и индивидуализации зрительского выбора.

Слово "телевидение" ввел в оборот на научной конференции в Париже петербургский радиоинженер Константин Дмитриевич Перский в 1900 году. Термин же, как и идея, появился задолго до самого телевидения. Получение первого телеизображения относится к 20-м годам прошлого века - в разных странах с разрывом в несколько лет.

Первая модель телевизора Ар-си-эй имела экран 5x9 дюймов (дюйм - 2,5 см), была рассчитана на пять каналов и стоила 199 долларов, но не имела звука. Для того чтобы можно было не только смотреть, но и слушать двигающиеся картинки, телевизор нужно было подключать к радиоприемнику и настраивать на определенную волну.

Репертуар телестанций США на тот момент включал передачи трех видов: кинорубрику (обычно фильмы-путешествия и старые голливудские ленты), студийные передачи (концертные номера, скетчи и кулинарные уроки) и внестудийные репортажи с ПТС, занимавшей два громоздких автобуса (спорт, выставки, демонстрация мод). Несколько позднее в репертуаре появилась реклама.

После Второй мировой войны количество телеканалов в США стало увеличиваться. Во многом благодаря тому, что появились коммерческие телесети. Также в послевоенные годы, но ближе к 50-м годам стало появляться общеобразовательное телевидение.

На территории Англии развитие телевидения также шло свои путем. "2 ноября 1936 года Би-би-си начала регулярные передачи. Именно эта дата принята сегодня за начало истории регулярного телевидения в мире. Передачи шли по два часа в сутки шесть раз в неделю по заранее объявленному расписанию."

Вторая мировая война коснулась всех. По этой причине телевещание практически не развивалось во время войны. После войны во многих странах зарождалось и развивалось общественное телевидение. Например, Би-би-си возобновила прерванные войной регулярные телепередачи в июне 1946 года показом записи парада победы.

Позднее, в 1955 году появилось коммерческое телевидение. Коммерческое ТВ существовало как обычное предприятие, стремящееся к извлечению прибыли путем продажи части своего вещательного времени под рекламу.

"Если на общественное (государственное) вещание зритель может влиять как гражданин и избиратель, то на частное - прежде всего как потребитель, настроения которого выявляются регулярными опросами. Недостаток коммерческой организации - постоянная зависимость от рекламодателей, которые ради прибыли готовы потакать даже самым низменным вкусам и желаниям аудитории. "

Активное развитие и становление телевидение также проходило на территории континентальной Европы - в странах Франции, Германии и т.п. Практически везде телеканалы подразделялись на государственные и коммерческие, все это конечно обусловлено, в момент появления телевидения стремлением со стороны государства как-то монополизировать эту новую возможность, с другой стороны, после войны нужны были средства, и они нашлись в таком новом слове - реклама. Плюс ко всему, стало развиваться кабельное телевидение, способное угодить любому вкусу, но оно, опять же, было платным. Зато каждый гражданин от мала до велика теперь может найти передачу по своему вкусу, что безусловно является большим плюсом.

У истоков электронного телевидения в России стоял уже упомянутый профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг. В 1937 году начались опытные передачи на УКВ в Ленинграде.

Советские пресса, радио и телевидение официально именовались "средствами массовой информации и пропаганды", информационные и развлекательные передачи воспринимались под углом их пропагандистского предназначения.

Использование телевидения с целью "воспитания советских людей", формирования "нужного" общественного мнения имело переменный успех. Зрители скептически относились к подслащенным сообщениям на внутренние темы: рапорты об успехах сельского хозяйства, например, вызывали недоумение у человека, отстоявшего очередь за продуктами.

Значительные перемены как в стране, так и на телевидении начались только после 1985 года. Новое руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым использовало СМИ для поиска путей выхода из застоя, для того, чтобы сломить бюрократическое сопротивление реформам, для пропаганды "нового политического мышления". Взятый новым руководством курс на гласность означал постепенное снятие традиционного контроля над словом, переход от монолога и назидательности к дискуссии.

"Августовский путч 1991 года, когда консервативные силы попытались вернуть страну к прежним порядкам и потерпели сокрушительное поражение, привел к окончательному краху КПСС и распаду Советского Союза. Старая структура Гостелерадио была разделена по республикам. В России на сузившемся информационном пространстве передачи вели две большие государственные компании. Первоначально предполагалось, что первый канал (в 1992-1995 - "Останкино") будет обслуживать Содружество Независимых Государств в качестве межгосударственной компании. Но эта идея не осуществилась, и он остался, по существу, программой России, принимаемой в СНГ. Эта ориентация канала до сих пор прослеживается в большом числе сообщений из ближнего зарубежья в новостях, а также в отборе развлекательных передач. "

В мае 1991 года начал работать телеканал "Россия", принадлежащий Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК). В советских условиях он стал рупором более демократически настроенного российского парламента во главе с Б.Н. Ельциным. Когда КПСС потеряла монополию на государственную власть и между различными политическими силами началась борьба за контроль над средствами массовой информации, главным яблоком раздора стало телевидение.

С 90-х годов различными путями пытались создать в стране независимое, негосударственное телевидение. Тому примером могут служить "ТВ-6 Москва" и "НТВ".

Сегодня российское телевидение включает в себя достаточно много каналов, государственных, коммерческих, частных, спутниковых, кабельных и т.п. Безусловно, многие каналы рассчитаны исключительно на массовость потребления, на рекламу, доход с нее. Но тем не менее, нельзя отрицать наличие общеобразовательных программ и каналов, которые все также привлекают зрителя.

Деньги вкладываются - и окупаются. Пресса должна приносить собственникам прибыль, будь она выражена в денежном эквиваленте или же в общественных настроениях.

§2. Виды СМИ

На настоящий момент времени, как упоминалось выше существует несколько видов СМИ: печатная продукция, электронная, теле - и радио - продукция. Можно условно разделить их на несколько видов:

рекламные издания (печатная продукция сборника объявлений); электронные СМИ (как правило, это электронная версия существующего печатного или телевизионного источника массовой информации - газеты, журнала или программы, это также может быть новостной блок, законодательный и т.п.);

журналы (современные журналы носят очень разнообразный характер - от научно-познавательных до информационно-развлекательных, спектр очень большой, есть также специализированные журналы, которые освещают информацию по какой-нибудь узкой области, интересную для определенной категории читателей - например, компьютерный журнал, журнал о растениях, животных и прочее);

справочники (справочники как правило содержат в себе информацию справочного характера, являются своего рода каталогом, устроенным тем или иным образом);

радио (в радиоэфире можно сегодня услышать в основном музыкальные произведения, новости, дискуссии. Хотя, следует отметить, что в последнее время очень распространены аудиокниги, которые ставят в прямом эфире на радиостанциях, что служит образовательной цели, особенно для подрастающего поколения);

телевидение.

Последний пункт заслуживают отдельного рассмотрения, ввиду того, что больший процент аудитории предпочитает телевидение. На то есть различные причины - несомненное удобство, возможность воспринимать информацию сразу несколькими органами чувств, отсутствие платы (по крайней мере за основные каналы) и многое другое. Телевидение является источником информации различного рода - коммерческой, политической, культурной, образовательной, развлекательной. Все это вперемешку с рекламой создает мощную основу для манипуляции массовым сознанием.

§3. Интеграция СМИ в общественное сознание

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества".

Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ (под культурой А. Моль понимает все стороны организации общественной жизни, которые не даны природой в первозданном виде). Воздействие СМИ на общественное мнение получило название "манипуляция сознанием". Это явление очень распространено на Западе, в России, в развитых странах Азии. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Стоит отметить, что особенно хорошо это удается телевидению. Во-первых, в силу большей распространенности, чем другие СМИ, во-вторых, в силу качественно иных возможностей. Человек все-таки больше верит глазам, нежели ушам. Таким образом, важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за рамками конфликтующих социальных интересов, а значит, сможет урегулировать ситуацию и защитить интересы граждан. Правительство, в особенности федеральное, занимает главное место в мифе о нейтралитете. Миф предполагает честность и беспристрастность правительства в общем и его составных частей: парламента, системы судебных органов и президентской власти. А такие проявляющиеся время от времени явления, как коррупция, обман и мошенничество, принято относить за счет человеческих слабостей, сами по себе институты выше подозрений. Фундаментальная прочность всей системы обеспечивается тщательно продуманной работой ее составных частей. Считается, что средства массовой информации также должны быть нейтральны. Прежде всего для того чтобы придать гласность существующей действительности. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми, которые нельзя считать недостатками в целом надежных институтов распространения информации. "Тот факт, что средства массовой информации (печать, периодические издания, радио и телевидение) почти без исключения являются деловыми предприятиями, получающими доходы от торговли своим временем или полосами, похоже, нисколько не смущает апологетов объективности и неподкупности информационных служб. " Одно из важнейших правил манипуляции сознанием гласит, что успех зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего влияния. Идеальной ситуацией для этого была бы тотальность воздействия - полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнения. Манипуляция несовместима с диалогом и общественными дебатами. Поэтому перестройка в СССР стала беспрецедентной по эффективности программой манипуляции - все средства массовой информации были в руках одного центра и подчинялись единой программе (тоталитарность контроля за прессой в годы перестройки была несравненно полнее, нежели в "годы застоя").

Стоит отметить, что основная роль манипуляции сознанием состоит не только в контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить общественное сознание в нужное русло и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое - в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации. Кто-то может сказать, что это обман. Отметим, что не всегда стоит воспринимать манипуляцию общественным мнением как негативный фактор. Сегодня это - часть политики, проводимой государством, нацеленная, прежде всего на то, что бы обеспечить целостность государства и успех проводимых при необходимости реформ. К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления - главное уметь ими распорядиться.

Глава 2. Роль СМИ в жизни общества

Мы рассмотрели основные этапы становления и развития СМИ, их роль в жизни общества. Во второй главе подробнее будут рассматриваться влияние СМИ на жизнь общества и его значимость, виды информации, которая может поступать к массовой аудитории, ее влияние на поведение отдельного индивидуума и общества в целом.

§1. Культура СМИ

Культура общества представляет собой совокупность идей, связанных с существованием человека в мире, поэтому она отражается не только в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях в обществе, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, которые запечатлели этот мир во всем богатстве. Тотальная информатизация сегодня это всепроникающая черта современной цивилизации. Тезис "тот, кто владеет информацией, владеет миром" в информационном обществе становится всё более актуальным. В современную эпоху глобализации поражения и победы свершаются на невидимом фронте информационно-психологической войны, использующей коммуникативные технологии с долговременными и кратковременными целями. В подобных условиях роль СМИ в формировании общественного сознания значительно возрастает. Средства информации в современном мире представляют собой важную часть духовного производства. СМИ являются комплексом институтов и учреждений общества, порождающих единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. С отменой цензуры в стране слово "свобода" стало одним из самых употребляемых в философском лексиконе. Все демократические конституции развитых стран закрепляют понятие свободы, видя в нем основу свободы печати оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Очень трудно дать оценку влиянию СМИ на человека, на его мнение сегодня, ведь недооценка влияния средств массовой информации на человека и манипуляция общественным сознанием становятся одной из главных причин вырождения культурных ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. Необходимо научиться четко оценивать информационную зависимость общества. Для того соблюсти гармонию между законом и реальной жизнью, необходимо переместить акцент философского знания и общественного мировоззрения с внешнего на внутренний мир человека, на его высшие социальные и духовные чувства. Средства массовой информации стали настолько влиятельными и значимыми, что создают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. Соответственно становятся первоначальным источником информации, прежде всего об окружающем мире. Особенно для младшего поколения. Это следует учитывать при работе над информацией, потому что СМИ сегодня создают значительный пласт культуры в ментальности общества. Недооценка влияния средств массовой информации на жизнь человека и общества становится причиной крушения устоявшейся системы ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. В условиях трансформации российского общества остро встала проблема изменения не только экономической, политической, социальной сфер общества, но и сферы духовной, что во многом обусловлено деятельностью средств массовой информации. Преобладающие в пространстве СМИ информационные технологии сегодня создали особую коммуникативную среду, в рамках которой происходит нивелирование традиционной российской системы ценностей и формирование новой системы по западному образцу.

§2. Влияние СМИ на поведение в обществе

Средства массовой информации освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ в последнее время относятся не только пресса, радио, телевидение, но и интернет и реклама. В последние десятилетия информационные средства претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, а также информационные индивидуальные носители. Но, как показывает практика, наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: радио и телевидение, интернет и реклама. Средства массовой информации сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, несформировавшимся мировоззрением - наиболее велика. Стороны влияния СМИ могут быть как положительные, так и отрицательные. С уверенностью можно выделить непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Но существуют также завуалированное, более глубокое влияние, которое может быть незаметно на первый взгляд. Например, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Можно отметить, что существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Поскольку насчет этих явлений существует четкое мнение в мировом сознании, то можно сказать, что СМИ передает достаточно объективную информацию, не противоречащую ценностям общества и позволяющую сформировать достаточно долгосрочное и утвердившееся мнение. Очень распространенный нынче Интернет - порожденная технологиями СМИ система поиска и передачи информации, несомненно, приобрела абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом. Безусловно - это положительные стороны влияния на общественное мнение и человеческую деятельность. Одним же из отрицательных воздействий СМИ является - пропаганда. Среди отрицательных воздействий на сознание путем пропаганды является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ дают информацию, зачастую являющуюся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен, но неприкрыто груб и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с методом ассоциациями.

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют всю подаваемую информацию, т.е. особым образом "подводят" ее под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа, думая что это единственный возможный верный путь восприятия реальности.

Стереотипы, как правило, формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. При помощи стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки "героев", созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Таким образом, с помощью различных методов влияние СМИ крайне важно и велико. Можно сделать вывод что умело манипулируя общественным сознанием при помощи различных СМИ возможно не только создать направлять развитие культуры, сознания и поведения общества, но и прививать определенную роль каждому социальному классу и даже каждому человеку в отдельности.

В последнее время все чаще слышатся разговоры о возрастании влияния СМИ не только на поведение, но и на сознание, на психику. Для многих людей подрастающего, развивающегося поколения, детей интернета, выросших на мультиках и компьютерных играх происходит подмена реально существующей действительности на виртуальную. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал - расслабленным, готовым к приему информации. Но информация, к сожалению не всегда позитивна. Все что в этот момент поглощает сознание человека записывается на подкорку и становится практически своей мыслью. В дальнейшем, эта информация может во многом повлиять на поведение человека дома, в обществ, на работе. А подобное поведение, стереотип которого получен в крайне уязвимом состоянии психики не всегда является правильным.

§3. Глобализация СМИ и ее влияние на мировую общественность

Сегодня мир живет в эпоху глобализации - нам не перестают об этом напоминать. Благодаря развитию науки и техники мы можем сиюминутно получать известия о событиях только что произошедших. И все же следует помнить, что не всегда увиденное соответствует действительности.

Иногда в заблуждение можно ввести все общество, всю нацию, все государство. Далеко не надо ходить. Пример тому гитлеровская пропаганда. Нацистское руководство, осознавая огромные потенциальные возможности телевидения, которое в то время только начинало принимать массовость и популярность, начинало развиваться как технически так и массово, всячески поддерживало его внедрение. В марте 1935 года было объявлено, что передачи берлинского телецентра становятся регулярными. Стоит ли говорить о том, что эти передачи были направлены в основном на пропаганду нового пути "истинных арийцев". И люди верили. И мир свидетель тому, что их этого получилось. В то же время, во многом благодаря СМИ против той же нацистской Германии смог собраться и выстоять американский, европейский, но в большей мере славянский народ. Именно благодаря агитации и массовости, мобильности и возможностям СМИ удалось объединить страну во время войны, поднять дух, поддерживать, напоминать о том, что люди не остались наедине с этой бедой, что о них помнят, любят и ждут.

В то же время нынешняя политика практически всех ведущих государств и СМИ практически неразделима - они как две руки, которые одна другую моет. Ведь граждане узнают обо всех политических и государственных решениях исключительно из СМИ. И вынуждены верить, потому что другого источника просто нет. С другой стороны, во времена политической активности, например, выборы, СМИ пытаются направить галочку избирателя в нужный квадрат. В принципе, это объясняется даже не только деятельностью СМИ, но еще и созданными условиями при проведении выборов, ну и, разумеется, финансовыми возможностями избираемых.

С другой стороны, глобальность и популярность СМИ имеет и положительное влияние на мировую общественность - например всемирная пропаганда против СПИДа, многие, в том числе знаменитые и деловые люди поддерживают это движение и не потому, что столкнулись с этим, а потому что боятся столкнуться. Да, стоит согласиться что СМИ несет в себе как положительную, так и отрицательную информацию. И что ее влияние на общественность сегодня крайне велико. Информационный поток очень большой сегодня может обрушиться на человека, его задача разобраться, отфильтровать ненужную информацию. Но в "нужности" и "ненужности", в правдивости и лжи в настоящем так трудно разобраться, что многие предпочитают просто не делать этого, а полагаться на "общественное мнение", при этом не понимая, что это самое общественное мнение - это они сами.

Заключение

Итак, в работе были рассмотрены основные этапы становления и развития СМИ, их роль и место в истории общества и сегодня.

Безусловно, доказана актуальность темы, ее вневременная значимость, исходя из чего, можно сделать вывод о том, что в этой сфере еще много почвы для исследований и дальнейшей работы. Тому есть фактические подтверждения влияния СМИ на политическую жизнь путем информирования о проводимых предвыборных кампаний, на культурную путем выпуска научно-популярных изданий, трансляции научных передач, новостей и пр.

Также можно сделать вывод о всеобъемлемости, своего рода глобальности СМИ, что достигается путем обхвата различных целевых аудиторий.

Более того, сегодня наличие разнополярных СМИ, в том числе иностранных обозревателей, не подчиненных одному центру дает возможность для проведения масштабных информационных исследований.

Можно отметить что посредством манипуляции значениями каких-либо понятий, СМИ могут менять отношение к ним, а со временем и их значимость и значение, не из вредности конечно, а просто по той причине, что исходный толк уже может быть утерян.

Стоит отметить, что на протяжении работы рассматривается понятие "манипуляция сознанием". Важность заключается в том, что рассматривается как положительная, так и отрицательная стороны этого момента.

В том числе было уделено внимание развлекательно-информационному режиму, сделан упор на его все больше развивающуюся ненатуральность, "глянцевость", виртуальность… Многочисленные "реалити-шоу" заменяют и даже подменяют представление о действительности, многочисленные глянцевые журналы, красивые картинки заставляют людей, в основном молодежь работать на индустрию моды, тратить огромные средства на рекламную продукцию, просто потому что это "модно". Мода тоже диктуется СМИ, печатными, телевизионными - они решают что читать, что носить, что смотреть, что делать, куда поехать отдыхать. Может быть, с одной стороны как стимул экономики эти действия полезны и оправданы, но с другой, безусловно, навязываются. Да, по прежнему можно сказать, что у человека всегда есть выбор, но все так же по прежнему в обществе не любят "белых ворон". И дабы не выглядеть смешными, многие стремятся быть стереотипными, потому что живут в обществе, и боятся потерять тот комфорт, которого достигли, боятся не успеть все узнать, пропустить сенсацию, порой забывая просто жить.

Список литературы

1. ФЗ "О средствах массовой информации" от 06.06.1995 №87-ФЗ

2. Бессонов Б.Н. Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения. М, 1980.

3. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. М., 1978.

4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

5. Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. М., 2000.

6. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М. 1998.

7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2002.

8. Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу // Социологические исследования. 1993. № 2.

9. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000.

10. Петев Т. Массовое общение и личность // Теория и практика СМИ и пропаганды в современном мире. Сборник. М., 1985.

11. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1990.

Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1998, С.68

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2002, С.178.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980, С. 39.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2002, С.180.

1

Информации в современном обществе, как показывает анализ литературы, отводится значимое место, которое она не занимала ни в традиционном, ни в модернизирующемся мире. Динамика роста объема информации такова, что ее количество удваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена К. Маркса 1 . Развивающееся общество требует интенсификации всех информационных процессов при широком использовании средств массовой информации (СМИ). Благодаря возрастающим возможностям СМИ информация с высокой скоростью доходит до потребителя, многократно тиражируется и активно внедряется в сознание масс.

Рост информации породил новую форму общения, которая свойственна урбанизированным территориям с большим скоплением людей, - массовую коммуникацию. Массовая коммуникация понимается как процесс производства массовой информации и ее дальнейшее распространение при непосредственном общении или с помощью СМИ на численно большие и рассредоточенные аудитории. Передача идентичной информации на значительные территории и возможность ее неоднократного и практически одновременного воспроизведения позволяет регулировать воздействие СМИ на массу - субъекта-носителя массового сознания 2 .

Способности СМИ существенно влиять на массовое сознание были подмечены давно. Совершенствование технических возможностей СМИ значительно расширило масштабы манипуляции массовым сознанием, которое легковерно и без труда поддается влиянию 3 . Масса не имеет собственного мнения, поскольку она неприспособленна к теоретическому мышлению, поэтому в результате любое мнение в нее приходится втискивать извне и под давлением 4 , а умелое манипулирование информацией делает возможности внушения масс со стороны СМИ практически безграничными.

В информационную эпоху роль СМИ в формировании общественных ценностей, ориентаций и воззрений значительно возрастает. Медиа все глубже стали проникать в жизнь людей и оказывать динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание. Это привело к тому, что индивиды, составляющие массу, стали жить в мире «информационных фантомов», насаждаемых СМИ.

На современном этапе СМИ превратились из простых средств поиска, переработки и передачи информации в средства, контролирующие и трансформирующие внутренний, духовный мир человека. Вместо того, чтобы расширять горизонты развития человеческого сознания, давать ему суверенность и независимость в суждениях, современные СМИ все жестче манипулируют сознанием масс с помощью растиражированных стандартов поведения. Стараясь донести до потребителя информацию, СМИ выполняют свою важнейшую задачу - сделать так, чтобы в массовом сознании эта информация вызывала реакции, соответствующие требованиям заказчика, в лице которого могут выступать как частные лица, так и государство.

Широкое разнообразие СМИ (телевидение, пресса, радио, Интернет), казалось бы, должно вести к индивидуализации характера, деятельности и сознания человека, давать ему возможность выбора: смотреть или не смотреть телевизор, а если смотреть, то какой канал или программу, читать или не читать прессу, слушать или не слушать радиопередачи. Но, на наш взгляд, это только иллюзия, у человека нет выбора. Подавляющее число людей смотрит телевизор, те же каналы, программы и в том порядке, который утвержден регламентом программы передач. Они читают те же статьи в журналах и газетах, которые читает большинство других людей, слушает те же радиоспектакли и информационные выпуски, спеша по своим делам или отдыхая дома.

Сложившаяся ситуация порождает неоднозначность оценки СМИ. С одной стороны, развитие массовой коммуникации и СМИ положительно влияет на осведомленность индивидов об окружающем мире, но в тоже время за их развитием стоит фактор, собственно манипулирующий сознанием масс. Именно СМИ и массовая коммуникация в числе первых провоцируют массовизацию личности, стандартизируют взгляды, поведение людей, вырабатывают единообразие их реакций.

Однажды Уинстон Черчилль сказал, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что тот, кто контролирует СМИ, способен активно влиять на воззрения людей, их поведение и в целом на массовое сознание в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. - М.: ВЛАДОС, 1994.
  • 2. Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
  • 3. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Фрейд 3. Избранное. Т. l.L: Academic Press, 1969.
  • 4. Ortega у Gasset J. Der Aufstan der Massen. В.: Folk Verlag, 1959.

Библиографическая ссылка

Конюхова Т.В. ВЛИЯНИЕ СМИ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 3. – С. 71-72;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5873 (дата обращения: 31.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»